Медсестринство в Украине: почему теория расходится с практикой?

9014

В последнее время Украина приобщается к празднованию Всемирного дня медицинской сестры. Но одно дело — отмечать международные праздники, другое — соответствовать международному уровню.

Portrait of confident nurse standing arms crossed with patient rСестра или брат?

VZ 17-18_2016_Страница_10_Изображение_0001Николай ПАНЧЕНКО, директор Харьковского медицинского колледжа №1
Начнем с элементарного. Во время медсестринских конференций зарубежные коллеги спрашивают, почему в Украине название у специальности — «медицинская сестра», и удивляются, что так называют мужчин, работающих в этой профессии. Ведь в мире уже давно введен гендерно-корректный термин nurse. Придется объяснять «непонятное» название, ссылаясь на исторические предпосылки, традиции и т. п. Но в действительности этот вопрос встает как проблема системы медицинского образования в Украине. Будут ли поступать юноши в медицинские колледжи, чтобы в будущем стать медсестрой? До недавнего времени они выбирали преимущественно фельдшерское отделение, но эта специальность отходит в прошлое (ее нет в новом перечне специальностей для получения образования, утвержденном Постановлением Кабинета Министров от 29.04.2015 г. №226). Из-за этого возникнут проблемы на селе, где доныне остались не укомплектованные кадрами ФАП, в которых должны работать фельдшеры.

В нынешнем году мы набираем абитуриентов исключительно на специальность «Медсестринство», которая объединила три специализации: «сестра медицинская», «сестра-акушерка» и «сестра-фельдшер». Но суть не в названии профессии, и даже не в неопределенности квалификационной характеристики наших выпускников. Проблема в том, что система образования реформируется МОТ, а МОЗ Украины пока не ввело никаких изменений по кадровому обеспечению системы здравоохранения. Если в дипломе выпускника медколледжа будет указана специальность «Медсестринство», то сможет ли он работать в должности фельдшера, которая осталась в действующих штатных расписаниях заведений здравоохранения? А именно ими руководствуются кадровые службы бюджетных заведений, их контролируют фискальные органы, а несоответствие записи в трудовой книжке молодого специалиста может в частности обернуться для него потерей пенсии в будущем.

Куда девать бакалавра?

Заключительные положения Закона Украины «Об образовании» определяют, что в 2016 году мы в последний раз набираем абитуриентов (в том числе на базе 9 классов), которые получат квалификационную категорию «младший специалист». Если ничего не изменится, в 2017-м заново будем лицензировать уровень младшего бакалавра и набирать абитуриентов исключительно на базе 11 классов. Или же продолжим набор на базе 9 классов (без младшего бакалавра), но тогда наши выпускники будут младшими специалистами. А вот чем они отличаются — не понятно, конкретного ответа от реформаторов мы не получили.

Медсестры-бакалавры — отдельный вопрос. В Украине их учат уже почти 20 лет, но до сих пор не ясно, для чего. Ведь было принято решение о том, что только две должности в системе здравоохранения требуют уровня медсестры-бакалавра. Это — заместитель главного врача по медсестринству в лечебных заведениях, где свыше 300 кроватей (а их у нас можно перечесть по пальцам), и медицинская сестра-координатор (эта должность вообще экзотическая для украинских больниц). Только за пять последних лет наш колледж подготовил 280 медсестер-бакалавров. Но они по большей части работают на тех же должностях, что и обычные медицинские сестры с дипломами младшего специалиста. Перспектива дальнейшей учебы для бакалавров также противоречива. Ступенчатое образование (младший специалист, бакалавр, магистр) можно реализовать только по специальности «Сестра медицинская» и «Лаборант медицинский». Но если мы не знаем, куда девать медсестру-бакалавра, то еще меньше ориентируемся, где «пристроить» магистра. По большей части это имеет значение лишь для будущих преподавателей медицинских колледжей. Четыре года учебы в колледже (три — на младшего специалиста да еще один — на бакалавра) не дают преимуществ при поступлении в медицинский вуз для получения профессии врача, ведь это другая специальность.

Реформа медицинского образования предусматривает, что бакалавров будут учить более квалифицированные преподаватели. В условиях лицензирования деятельности по предоставлению образовательных услуг отмечено, что 25% преподавателей колледжа, который осуществляет подготовку младших бакалавров, должны быть кандидатами наук. Поскольку в нашем городе работают три медицинских вуза и более 20 медицинских научных институтов, мы сможем выполнить это условие. По силам ли это колледжам провинциальных городов? Смогут ли они перейти к системе профессионального образования и готовить младших специалистов? И еще одно: если лицензируемся на подготовку младших бакалавров — прекратим прием абитуриентов на базе 9 классов. А провинциальные медицинские учебные заведения эту практику продолжат, и такие абитуриенты пойдут туда, зато мы со своими кандидатами наук их потеряем.

Где выход?

В поисках ответов на поставленные вопросы стоит обратиться к системе образования медицинских сестер в США. В Украине программа их подготовки последовательно менялась так, что в настоящее время она практически не отличается от канадской или американской. Некоторые бывшие республики Советского Союза также ввели трехуровневое образование медсестер. Но там соответственно изменили и систему здравоохранения. В нашей же стране теория кардинально расходится с практикой.

Что предусматривает трехуровневая система? Первый уровень — это рабочая профессия (младшая медицинская сестра по уходу, которую нужно учить 6-10 месяцев, в зависимости от специализации заведений). В Украине разработаны стандарты такой учебы, теоретически мы готовы их выполнить, однако государственного заказа на подобных специалистов нет. Поэтому пока рассчитываем исключительно на поддержку общественных и грантовых организаций, которые заинтересованы обеспечить этими кадрами частные медицинские заведения соответствующего профиля. Однако дальше намерений дело не движется.

Второй уровень — собственно медицинская сестра. Его стоит разделить еще на два уровня, ведь одно дело — подготовить медсестру для работы в терапевтическом отделении или в поликлинике, другое — в отделении высокоспециализированных учреждений или на участке семейного врача, где нужна высшая квалификация. Это должны быть разные учебные программы.

Третий уровень — медсестра-бакалавр. Это уровень высококвалифицированной медицинской сестры, способной выполнять еще и управленческие функции. Сейчас, когда планируется переход к подготовке младших бакалавров, что в соответствии с Законом Украины «О высшем образовании» будет длиться не три, а два года, возможно, большее значение приобретает последипломная специализация, как, например, в Европе. Там после окончания колледжа медицинская сестра еще полгода, а иногда и дольше проходит специализацию, скажем, по психиатрии, онкологии или семейной медицине. Но пока эти три уровня не найдут отражения в системе здравоохранения, мы можем готовить кого угодно, однако наши медсестры будут выполнять те функции, что и ранее.

Свободу медсестрам!

Потому необходимо переориентировать медсестринство на функции, определенные Европейским бюро ВООЗ. Прежде всего это профилактика, просветительская работа среди населения и наконец — работа в команде с врачом либо самостоятельное выполнение его назначений или же уход за больными. К сожалению, первые две функции в Украине вообще игнорируются, а третья — ограничена работой медсестры под строгим руководством врача. Во всем мире суть работы медсестры — это медсестринский процесс, предусматривающий ее самостоятельность, в частности в установлении медсестринского диагноза, который отличается от нозологического диагноза врача. В программах подготовки наших медсестер такой термин также есть. Но я хотел бы увидеть медицинское заведение, где медсестры ведут медсестринские истории и устанавливают медсестринские диагнозы. Все это — только в конспектах студентов колледжей.

В настоящее время много говорят о вводе медицинского страхования в Украине. И ни слова — о роли медсестры в новых условиях. Станет ли она самостоятельнее? Сможет ли, например, получить лицензию на медсестринскую деятельность, на открытие собственного заведения, которое на Западе называют «домом сестринского присмотра»? Ведь в новых условиях лицензирования медицинской практики в Украине вписан красноречивый пункт: медицинская сестра работает под руководством врача! То есть государство не хочет поддержать прогрессивную модель западной медицины?

Есть замысел создать нечто вроде «дома медсестринского присмотра», чтобы показать обществу, как он работает, и разрушить стереотипы украинской ментальности. При поддержке меценатов и муниципалитета пытаемся организовать первые подобные центры медсестринских услуг, но пока они выполняют лишь функции обучения населения: как ухаживать за паллиативными больными, как жить с гипертонической болезнью и т. п. Хотя эти центры уже стали популярными среди харьковчан.

Белка в колесе

Мечтая о новых функциях медсестер, не стоит забывать о существующих реалиях, в частности о соотношении между врачами и медсестрами. Если в странах Европы оно составляет 1: 4, то в Украине — приблизительно 1: 2. Это свидетельствует о том, что наши медсестры не могут качественно выполнять упомянутые функции, кроме единственной — быть на «подхвате» у врача. К тому же в европейских клиниках на 1 медицинскую сестру в стационаре приходится по большей мере 8 пациентов, а у нас может быть и 20, и 30. Если в терапевтическом отделении с таким количеством больных еще как-то можно справиться при наличии манипуляционной медсестры, то в неврологическом, где находятся пациенты после инсультов, с тяжелыми хроническими нервными расстройствами, или в хирургическом — это за пределами человеческих сил!

Мы постоянно проводим анкетирование среди медсестер, которые учатся на курсах повышения квалификации в нашем колледже. Так вот, лишь 45 из них ответили, что хотят иметь большую самостоятельность в своей работе и готовы взять на себя большую ответственность — как на Западе. Я убежден, если бы такая самостоятельность была материально стимулируемой, количество ее сторонников значительно увеличилось бы. Впрочем, вопрос профессиональной компетентности и ответственности нельзя связывать только с экономической мотивацией, важную роль в этом выполняет система воспитания. В мире на всех уровнях подготовки медсестер преподают этику медсестринства. К сожалению, в Украине данной теме посвящены четыре лекции и несколько семинарских занятий. Жаль, что советская система здравоохранения, от которой мы до сих пор не отошли, приравняла врача к уровню фельдшера, а медсестре вообще отвела роль «куда пошлют». Мы тратим колоссальное количество времени и средств на подготовку врача, иногда вынуждая его выполнять несвойственные ему функции, взамен того, чтобы перевести какую-то часть на медицинскую сестру. Как по мне, именно в этом направлении должно быть движение реформ.

Якщо ви знайшли помилку, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Залишити коментар

Введіть текст коментаря
Вкажіть ім'я