Здоровье нации и фарминдустрия: кто кому слуга?

699

Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) 29 сентября 2015 г. приняла резолюцию №2071 «Общественное здоровье и интересы фармацевтической индустрии: как гарантировать верховенство интересов общественного здравоохранения».

pills_doc

Равенство перед законом

Название резолюции говорит само за себя — один из основных органов Совета Европы, который среди других важных вопросов особое внимание уделяет защите права человека на здоровье, признал актуальность упомянутой проблемы и расставил приоритеты в ее решении. ПАСЕ не наделена законодательными полномочиями: ее выводы и резолюции носят рекомендательный характер, впрочем, принимая во внимание политическую влиятельность этой организации на международной арене, они являются руководством к действию для правительств и парламентов государств — членов Совета Европы. Документы Совета Европы представляют основу европейской нормативно-правовой базы с определенными наднациональными признаками, поэтому рекомендации ПАСЕ — своеобразный ориентир для стран, декларирующих европейские ценности. Такой ценностью отныне провозглашена прозрачность в деятельности всех без исключения фармкомпаний, в частности в отрасли ценообразования, обнародования результатов исследований эффективности лекарственных препаратов и расходов на их разработку.

Успехи неоспоримы, но…

В упомянутой резолюции ПАСЕ обоснована важность открытых правил игры для фармацевтической индустрии. Никто не отрицает достижений и вклада фармацевтики в развитие современной медицины, благодаря которым стало возможным лечение многих болезней. Признано и то, что разработки и исследования новых молекул требуют значительных расходов фармкомпаний. Однако даже благодаря созданию и внедрению тысяч новых лекарственных препаратов прогресса в общественном здравоохранении, к сожалению, не произошло.

В резолюции отмечено, что в последние годы на рынке появилось не так много новых лекарств с реальным терапевтическим эффектом, которые удовлетворяют современные потребности в медицинской помощи. Зато цены на лекарства растут — фармбизнес объясняет это высокой стоимостью научных исследований и разработок. Согласиться или опровергнуть подобные заявления невозможно, поскольку данные относительно таких расходов либо утаиваются, либо достаточно сомнительны. В частности в резолюции приведены примеры необоснованного завышения цен на препараты для терапии рака и гепатита С, из-за чего национальные системы здравоохранения вынуждены постоянно увеличивать объемы средств на лечение таких больных.

005_evrointegraciyaРекомендации ПАСЕ: фармкомпании обязаны информировать общество о реальных расходах на разработку и исследование своих препаратов. Однако в Украине иногда проблематично даже установить, проводились ли вообще такие исследования, поэтому на отечественном рынке и появляются препараты с недоказанной эффективностью. А дальше — дело техники, рекламы и «сотрудничества» с врачами, которые, не имея (либо не соблюдая) протоколов лечения, рекомендуют такие лекарства пациенту, активно назначают их при тех заболеваниях, при которых в странах Европы никто бы и не догадался применять эти препараты. Примеров такого «магического действия» более чем достаточно, о них неоднократно упоминалось и в публикациях «ВЗ», освещавших позорную практику использования в Украине препаратов без достаточных доказательств их безопасности и эффективности. Более того, лекарства с сомнительной доказательной базой чаще всего оказываются лидерами продаж!

В самом выгодном положении при этом оказались зарубежные фармпроизводители, которые, прикрываясь «международным паспортом», всячески пытаются избежать отчетов об исследованиях, предоставлении доказательств терапевтической эффективности лекарственных средств и других процедур, призванных развеять сомнительную репутацию «заморской панацеи». Остается только надеяться, что отныне возмущение сменится этичным диалогом — резолюция ПАСЕ призвала компании и ассоциации к полной прозрачности и тесному сотрудничеству с государственными органами в сфере здравоохранения. В конечном итоге для тех, кому этичный кодекс — не указ, Ассамблея подготовила более жесткие мероприятия, сдерживающие незаконные действия фармкомпаний. В частности ПАСЕ призывает государства в случае необходимости нарушителей штрафовать — определенными процентами от товарооборота.

Интересы больного — превыше всего

Отдельный пункт резолюции рассматривает вопрос взаимодействия между заинтересованными сторонами в фармацевтической индустрии и секторе здравоохранения, который перерастает порой в конфликт интересов разных сторон. Поскольку в качестве заинтересованной стороны выступают и медицинские работники, полностью обоснованным является требование ПАСЕ к фармкомпаниям — декларировать свои интересы, затрагивающие всех участников сектора здравоохранения (в том числе и расходы на врачей), открыв для общественности доступ к такой информации.

Еще одно требование: включить в учебную программу для специалистов здравоохранения обязательный курс о влиянии продвижения фармацевтической продукции и методах реагирования на это влияние. Врачи должны знать, с чем и с кем имеют дело, и ставить интересы пациента превыше всего — и собственной выгоды тоже. Кроме того, ПАСЕ рекомендует государствам обеспечить абсолютную прозрачность интересов работников органов здравоохранения и исключить лиц с конфликтом интересов из процесса принятия решений в этой отрасли.

Государство — адвокат пациента

По существу, признав верховенство интересов общественного здравоохранения, ПАСЕ призывает страны к адвокации пациента. Это касается и ценовой политики относительно лекарственных средств (по крайней мере, рост цен на препараты должен быть оправдан их дополнительным терапевтическим эффектом), и критериев лечения заболеваний — их выбор должен быть обоснован целью обеспечения общественного здоровья, а не целенаправленным получением прибыли.

Ассамблея рекомендует государствам проводить более взвешенную лицензионную политику по оценке такого критерия, как дополнительное терапевтическое действие или пункт «с предостережениями», который указывает на то, что препарат следует оценивать с учетом медицинской целесообразности. При этом обязательно должны быть опубликованы все результаты клинических исследований эффективности и безопасности лекарственного средства, заявленного на получение лицензии.

Правило выборочности не сработает

На полосах «ВЗ» неоднократно освещались разные аспекты непрозрачной деятельности фармбизнеса Украины, в том числе и в вопросах цены на лекарства, отсутствия доказательств клинической эффективности препаратов. К сожалению, вывод неутешителен — в нашем государстве пока не сформирована четкая национальная политика в сфере лекарственных средств, которая бы надежно защищала интересы граждан и общественного здравоохранения. Следовательно, имеются многочисленные факты регистрации и продаж в Украине препаратов без надлежащей доказательной базы, незаконного обращения фальсификата, отсутствия реального регулирования цен на лекарства — это не только опустошает карманы украинских граждан, но и угрожает их здоровью и жизни.

Время от времени возникают настоящие войны за доминирование интересов фармацевтического бизнеса над интересами государства (вспомним истории лоббирования закупок опасных вакцин, баталии по поводу лицензирования лекарств импортного производства и т. п.). В ответ на любые попытки государства навести порядок на фармрынке — фабриковались угрозы исчезновения из аптек жизненно необходимых лекарств, без которых не обойдутся украинские больные.

Сможет ли наше государство противостоять давлению стремящихся к сверхприбылям фармкомпаний, которые ведут нечестную игру? По крайней мере, у него появились дополнительные рычаги влияния — резолюция ПАСЕ, которая выдвигает суровые требования к фармбизнесу и ставит его на службу общественному здоровью. И эти требования касаются всех без исключения. Поэтому главное для Украины — воспользоваться предоставленным шансом.

Подготовила Светлана ТЕРНОВАЯ, «ВЗ»

Якщо ви знайшли помилку, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Залишити коментар

Введіть текст коментаря
Вкажіть ім'я