Реклама лекарств как зеркало (не)здоровья общества

91

Последние новости из мира спорта оказались не совсем спортивными, «засветив» новый рекорд по прыжкам в высоту… популярности и продаж фармацевтического препарата, причастного к допинг-скандалу.

VZ 13-14_2016_Страница_07_Изображение_0001

Как стать звездой

Волна допинговых скандалов всколыхнула мир спорта. Несколько известных спортсменов «попались» на употреблении мельдония, который Всемирное антидопинговое агентство (WADA) 1 января 2016 года внесло в перечень запрещенных. Как сообщают СМИ, в феврале на этом «погорел» российский велогонщик Эдуард Ворганов. Но настоящий «мельдониевый» бум начался после 7 марта, когда всемирно известная теннисистка Мария Шарапова на пресс-конференции в Лос-Анджелесе (США) сообщила о выявлении этого вещества в ее допинговой пробе. Интересно, что пробу у бывшей первой ракетки мира (сегодня она на 7-м месте в рейтинге WTA, что объясняют в том числе и «угасающим» возрастом спортсменки — ей 29 лет) взяли в январе 2016-го. Это случилось во время ее выступления на Открытом чемпионате Австралии, где Шарапова дошла до четвертьфинала, в котором уступила американке Серене Уильямс.

С одной стороны, спортсменка признала свою вину за употребление этого препарата. С другой — объяснила это тем, что, хотя и получила электронное сообщение от WADA со ссылкой на перечень запрещенных препаратов, в котором есть и мельдоний, с ним не ознакомилась. К тому же она якобы принимала «Милдронат®» (действующим веществом которого и есть запрещенный мельдоний) на протяжении последних десяти лет из-за проблем со здоровьем. Объяснение других российских «жертв мельдония», которые в марте посыпались, как из щедрого рукава (чемпионки Европы-2015 по шорт-треку Екатерины Константиновой, двукратного чемпиона мира по биатлону среди юниоров Эдуарда Латыпова, чемпионки Европы по регби Алены Михальцовой и игрока сборной России по регби Алексея Михальцова, фигуристки Екатерины Бобровой, волейболиста Александра Маркина, конькобежцев — многократного чемпиона мира Павла Кулижникова и олимпийского чемпиона Семена Елистратова), могли лечь в основу не одного сериального сюжета.

006-007_dosie1

Например, как сообщает Іnterfax.ru, президент Союза конькобежцев России (СКР) Алексей Кравцов заявил, что Семену Елистратову и Павлу Кулижникову мельдоний. умышленно подбросили «коллеги по цеху». Их фамилий он не назвал, но утверждал: имеет все необходимые данные, чтобы доказать факт умышленной компрометации российских спортсменов. С одной стороны, СКР нанял английскую юридическую компанию для защиты версии своего президента, с другой — «включила» детекторы лжи для проверки свидетельств самих виновников допинговых скандалов. Разгорелась настоящая война вокруг чести российского спорта, главным оружием в которой были салюты на славу «Милдронату®».

Кто виноват, или кто выиграл?

Поиск виновных зашел очень далеко — аж на политические горизонты. Сразу появились заявления про «американский след» в обвинениях российских спортсменов и намерениях опозорить доблестный российский спорт. Мол, Всемирное антидопинговое агентство наложило табу на безвинный мельдоний после соответствующего обращения Антидопингового агентства США (USADA). Последнее получило информацию о широком применении этого вещества российскими спортсменами из конфиденциального источника. Дескать, позавидовали российским рекордам и решили «взорвать» силу и славу молодецкую. Хотя на официальном уровне Министерство спорта РФ впоследствии опровергло эту информацию, точнее, сообщило об отсутствии данных для ее подтверждения, но, как говорится, слово — не воробей…

Показательно, что к обсуждению извечных российских «кто виноват?» и «что делать?» приобщились даже политические «тяжелоатлеты». Да, пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков призывал не проецировать отдельные случаи на весь российский спорт, чтобы не затмить его достижений. И при этом напомнил, что спорт — вне политики. Впрочем, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров говорил не о мире и дружбе на международной спортивной арене, а требовал объяснений от WADA, почему именно «Милдронат®» попал в такую немилость. А Президент РФ, как всегда, выступил в качестве «миротворца», призвав руководителей российского спорта вместо того, чтобы раздувать «теорию заговора», плакаться и стонать по любому поводу — «выигрывать и выигрывать с очевидным преимуществом». Но пока «большие» политики соревновались в красноречии, их подчиненные потихоньку делали «приземленные» выводы. Российские СМИ сообщили, что после дежурного допингового скандала спрос на «Милдронат®» вырос даже в аптечном киоске Госдумы России! Туда его уже завозили на заказ.

Скандальная выгода

Не зевали и другие потребители: продажи «Милдроната®» значительно выросли по всей аптечной сети России уже за неделю после скандала. Его также «смели» с полок латвийских аптек, поэтому пришлось делать дополнительные заказы. Это подтвердил и Юрис Бундулис, президент правления латвийской компании Grindeks, которая является основным производителем препарата. Он откровенно признал, что скандал повысил популярность «Милдроната®», а в интернет-аптеках его вообще расхватали, как горячие пирожки. «Нет ни единого континента, на котором бы не интересовались (препаратом — прим. авт.), где купить, как получить, когда. Очень большой интерес и со стороны специалистов», — заявил телеканалу LTV7 Юрис Бундулис. А представитель компании Grindeks в России Александр Кондратьев, подводя итоги милдронатного бума за 11 дней марта, в интервью российской службе Би-би-си отметил, что спрос на инъекционную форму препарата не повысился, зато таблетированный «Милдронат®» — нарасхват. «Если такая динамика сохранится, то цифры могут удвоиться», — спрогнозировал эксперт.

Понятно, ажиотаж вокруг препарата, который «помогает покорять спортивные вершины», возник небезосновательно. Да, у населения постсоветских стран есть «традиция» лечиться советами из телевизора, и для этого пригодится не только прямая реклама того или иного препарата, но и любое сенсационное сообщение о чудо-лекарствах. Как говорится, капля камень точит. А здесь — целый фонтан информации! Обсуждение скандала допинга с Марией Шараповой установило рекорд по упоминанию о ней за последних 12 месяцев. Согласно данным системы мониторинга СМИ «СКАН-Интерфакс» за период с 1-го по 9 марта только российские масс-медиа вспоминали Шарапову более 3500 раз — это была топ-новость. А следовательно, столько же раз потребитель слышал (читал) магическое слово «милдронат».

Вряд ли до пресс-конференции Марии Шараповой этот препарат был фаворитом среди охочих до самолечения. А если его и назначали, то это точно не вызывало такого восхищения у пациентов, как бесконечные рассказы о чудо-силе, которую дарит «Милдронат®» спортсменам. И вот наступило его звездное время! Оправдания российских спортсменов и их тренеров, раздававшиеся с телеэкранов, непременно основывались на том, что «Милдронат®» нельзя причислять к допингу, он просто необходим для того, чтобы выдерживать большие физические и умственные нагрузки, стресс и истощение, иначе — смерть! Тогда как рядовому зрителю не соблазниться приобрести «вечный двигатель»?

Если уже сама Мария Шарапова 10 лет живет на «Милдронате®» и при этом достигает невиданных успехов, то это — заветная мечта каждого простого смертного, о которой он даже не догадывался! Более того, в процессе обсуждения допингового скандала его защитники рассказали о «Милдронате®» столько «интересного», чего и близко нет в инструкции к препарату. Кстати, в ней в последнюю очередь указана целесообразность его употребления при снижении работоспособности и физической перегрузке, хотя именно эта разрекламированная «особенность» больше всего подкупила потребителя, который кинулся в аптеку.

Сама Шарапова сообщила, что принимала препарат на протяжении 10 лет по совету семейного врача из-за частых болезней, дефицита магния, проблем с иммунитетом, аномальных показателей ЭКГ и риска заболеть сахарным диабетом. Перечень «показаний» для употребления «Милдроната®» охотно продолжили другие его «адвокаты», доказывающие, что это необходимая для полноценной жизни «витаминка», которая и стресс снимает, и похудению способствует, и от инсульта и инфаркта уберегает, и до и после операции поддерживает, и память укрепляет, и родовую деятельность улучшает, и даже новорожденных от гипоксии спасает! Не обошли вниманием даже то, что правительство РФ признало «Милдронат®» жизненно необходимым препаратом в декабре 2014 года, когда премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение №2782-р о внесении мельдония в Перечень жизненно необходимых и важнейших врачебных препаратов.

Ренессанс: дешево и сердито

К дискуссии об уникальности и несказанной пользе «Милдроната®» охотно присоединился и его производитель — латвийская фармацевтическая компания Grindeks, где в 1975 году «родился» препарат и откуда он доныне в больших объемах экспортируется в Российскую Федерацию и другие постсоветские государства (он зарегистрирован почти во всех бывших советских республиках, кроме Эстонии и Туркменистана, а также в Болгарии, Турции, Китае и Вьетнаме; в западных странах не зарегистрирован). Аналоги лекарства под другим названием выпускают несколько десятков предприятий в России, Грузии, Беларуси и других государствах, хотя производитель гордо заявляет, что такого качества препарата, как у них, нет нигде, а за рубежом — сплошные подделки. Поэтому значительный интерес к «Милдронату®» и Cи-эн-эн, и Би-би-си, и других авторитетных информационных агентств мира чудесно «вплетается» в канву политики компании Grindeks, которая стремится выйти на международную орбиту. По крайней мере, президент правления Grindeks Юрис Бундулис в своих интервью заявил, что компания планирует покорить мощный китайский рынок, хотя наибольшего объема продаж достигла в России, где 80% рынка охватывает именно оригинальный препарат. Также он подтвердил намерения компании регистрировать свои продукты во всем мире.

У изобретателя «Милдроната®» академика Иварса Калвиньша также нет отбоя от журналистов. Щедро раздавая комментарии, «отец» препарата назвал признание его детища допингом нарушением прав человека и преступлением перед спортсменами, у которых забрали надежную «страховку». Ведь, если запретить им употреблять «Милдронат®», кто тогда ответит за смерти людей, оставшихся без его поддержки, возмутился ученый. В то же время, требуя от WADA научных доказательств того, что «Милдронат®» действует как допинг, сама компания-производитель не привела доказательств его чудодейственного влияния на спортсменов. Да и зачем, если телезритель и без того зачарован рассказами кумиров!

Детали истории изобретения лекарственного средства, объяснения его действия на организм, популярность, которую он снискал среди спортсменов за 32 года существования, и даже личный опыт употребления «Милдроната®» руководителями компании-производителя и членами их семей — все пошло в ход ради завоевания благосклонности масс и внимания тех, кто еще не определился: купить или не купить чудо-пилюлю. В то же время спикеры не забыли похвастать тем, что Grindeks разработала новую молекулу, эффективность которой в десятки раз выше «хорошо проверенного» «Милдроната®», и вскоре внедрит новое поколение известного (теперь уже точно всем) препарата. Анонс «революции» в фармакологии выглядел приблизительно так: подобного средства нет нигде в мире, новый препарат уже будет не просто дарить спортсменам рекорды, а вообще станет лекарством номер один против инфаркта, будет действовать быстро и просто «в цель» (через 2 часа после инфаркта существенно уменьшать площадь повреждения). Кроме того, ему будет подконтролен еще и инсульт!

006-007_dosie2

Возникает вопрос: это ли — не настоящий информационный повод для большого скандала? По крайней мере, если б такого не было, его нужно было бы выдумать и раздуть! Ведь примеры подобного пиара уже случались в недалеком прошлом. Например, в 2006 году российская биатлонистка Ольга Пылева прославилась не только достижениями на Олимпиаде в Турине (выиграла в борьбе серебряную медаль), но и тем, что в ее допинговой пробе выявили запрещенный WADA ноотропный препарат «Фенотропил». Его разрабатывали как стимулятор для российских космонавтов. В действительности космическую популярность препарат получил именно после скандала с российской спортсменкой, которая накануне Олимпийских игр в Турине заявила о желании уйти из спорта. Пылева действительно приостановила свою карьеру (ее дисквалифицировали), но впоследствии вернулась в большой спорт. Допинг-скандал приутих, но шлейф вокруг «космического препарата» тянется до сих пор: «Фенотропил» приобрел безумную популярность у потребителей и сдавать свои позиции не собирается. Разве что его затмит другая «звезда».

«Бедная» Маша

По сообщениям Bloomberg, из-за проблемы с допингом Шарапова уже в ближайшее время может потерять почти 300 тыс. дол., которые она получила как приз за участие в Australian Open. Согласно подсчетам американского журнала Forbes Шарапова — самая оплачиваемая спортсменка в мире. Этот статус она удерживает 11 лет подряд. В 2015-м ее годовой доход оценивался в 29,7 млн дол. Впрочем, она зарабатывает не столько на корте, сколько на рекламе. Суммы контрактов теннисистки не разглашаются, хотя, по неофициальной информации, партнерство с компаниями Dr. Ing. h.c. F. Porsche AG и Head (известный производитель теннисных ракеток) приносит ей по 2 млн дол. ежегодно.

После допинг-скандала не все бывшие спонсоры золотой ракетки мира выразили желание делить с ней репутационные риски. Компании Nike и TAG Heuer сразу заявили о приостановке сотрудничества, а Dr. Ing. h.c. F. Porsche AG отменила все мероприятия до завершения расследования. ООН также объявила о решении временно отстранить Шарапову от деятельности в качестве посла доброй воли.

Компания Grindeks официально не раскрывает данных о прибылях от продажи «Милдроната®», хотя указывает, что таблетированный препарат — их главный продукт, который обеспечивает 30-35% оборота. По неофициальным же данным — это 60-70 млн Евро ежегодно. Немало пользователей соцсетей «советуют» компании поделиться растущими благодаря удачной пиар-кампании прибылями с «бедной» Машей, которой угрожает дисквалификация на 4 года и потеря выгодных контрактов. Ведь «Тинькофф Банк» уже сделал благородный жест, предложив теннисистке участие в рекламной кампании на российском телевидении, объяснив это тем, что «своих» в беде не бросает. Компания «Вятский квас» также пригласила Шарапову рекламировать свою продукцию, чтобы поддержать ее в трудные времена. Так почему не сделать это производителям «Милдроната®», назначение которого, по их же утверждению, — «поддержать спортсменов на плаву». А то, что такой «ход королевы» приумножит ряды сторонников самолечения, сомнения не вызывает. То есть, если бы скандала не было, его нужно было бы придумать.

Людмила ТИЩЕНКО, специально для «ВЗ»

Якщо ви знайшли помилку, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Залишити коментар

Введіть текст коментаря
Вкажіть ім'я