Новая стратегия реформ: план выживания или вымирания?

1689

«Национальная стратегия построения новой системы здравоохранения в Украине на период 2015-2025 гг.» — следующий «указатель» для реформ, настораживающих даже закаленных медицинскими экспериментами украинцев. Почему стратегические планы пекутся наскоро, как пирожки? И куда ведут благие намерения младореформаторов?  

VZ 11-12_2015_Страница_08_Изображение_0002

Из года в год целая куча реформаторов и вновь созданных вспомогательных структур рьяно изменяют нашу систему здравоохранения (ЗО). Последний вариант медицинских реформ — от Стратегической совещательной группы (ССГ), созданной при Министерстве здравоохранения Украины (Приказ МОЗ Украины от 24.07.2014 г. №522, подписанный Министром Олегом Мусием). Создание ССГ — инициатива Фонда Джорджа Сороса, сеть таких благотворительных фондов действует по всему миру, и Украина не исключение. Не стану упоминать неоднозначного отношения общества и социологов к деятельности таких фондов в разных странах, поскольку не имею на это права, но будем надеяться, что намерения господина Сороса благочестивы, и он просто не знает, куда на самом деле уходят его инвестиции.

VZ 11-12_2015_Страница_08_Изображение_0001Максим ИОНОВ, врач неотложных состояний Центра экстренной помощи г. Киева, Председатель инициативной группы формирования Общественного совета при МОЗ Украины
Достаточно было ознакомиться с «Национальной стратегией построения новой системы здравоохранения в Украине на период 2015-2025 гг.», чтобы понять, какие же нас ожидают реальные изменения от экспертов ССГ, которые без нашего согласия строят «новую систему», а, следовательно, решают судьбу украинских граждан.

Важное замечание: один из ведущих экспертов ССГ — нынешний Министр Александр Квиташвили. Поэтому неудивительно, что на всех уровнях «протягивается» выжатый за несколько месяцев работы продукт, содержащий многочисленные ошибки и противоречия относительно многих правовых норм и фундаментальных прав человека (к финансово-экономической составляющей реформ возникает еще больше вопросов).

«Стратегия» вызывала массу бурных дискуссий и в медицинском сообществе, и среди пациентских организаций. Кстати, в состав ССГ входят подобные структуры — те, что осуществляют свою деятельность за счет грантов, проектов, финансовой помощи и т. п. (таких сегодня в Украине очень много). Презентации «Стратегии» были посвящены круглые столы, заседания в МОЗ и даже несколько комитетских слушаний Верховной Рады, больше напоминающих сплошное «подпевание», а не профессиональное обсуждение. Каждый раз возникал вопрос: что стимулирует такую общую гиперактивность? Неужели беспокойство о здоровье нации?! Верьте, и будет вам благо. А еще лучше, отбросьте наивность и поймите, что одной из материальных составляющих этой «суеты» является кредит от Мирового банка в 215 млн дол. (заметьте, не грант). Соответствующие документы Министр уже подписал, кредит будет предоставлен.

А между тем количество команд реформаторов непрестанно растет. Например, официальный сайт МОЗ сообщил, что 25 февраля 2015 года «состоялось первое заседание рабочей группы Целевой команды реформ при МОЗ Украины, созданной Приказом МОЗ Украины на выполнение Протокола заседания Национального совета реформ. В состав группы вошли проектный менеджер Проектного офиса по координации разработок и внедрения реформ; представители структурных подразделений МОЗ Украины, задействованных в процессе реформирования; представители других смежных министерств, государственных учреждений, местных органов власти; представители Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения; представители Стратегической совещательной группы при МОЗ Украины, международных и общественных организаций, профессиональных и бизнес-ассоциаций, эксперты, специалисты».

Уважаемые, уже голова кругом от проектных менеджеров из проектных офисов и стратегических групп из формирования стратегий! Опять «масло масляное»: Управление реформ МОЗ Украины, Целевая команда реформ при МОЗ Украины, ССГ при МОЗ Украины, Проектный офис по координации разработки и внедрения реформ, рабочая группа Целевой команды реформ при МОЗ Украины. И это неполный перечень реформаторов, а люди — одни и те же. Когда уже к этому перечню приобщат профессионалов со здравым смыслом, патриотических и знающих? Надежды на это мало. Ведь если внимательно посмотреть на нынешний медицинский менеджмент в Украине, станет понятно: это «новые — старые» персоны, которые ни на что действенное так и не решились, хотя шансы у них были. Не сделают ничего хорошего и в настоящий момент. Потому что они не профессионалы, а больше годятся на роль провокаторов народного гнева. И дореформируются до того, что волна возмущения сметет их быстрее, чем «папередников», потому как они загоняют людей в безысходность! …Да и «плеяда» реформаторов не отрицает того, что большинство украинцев будут против предложенных изменений, и поэтому призывает население подождать, набраться терпения и выдержать их нововведения, особенно финансовые. А жажда собственного обогащения, популизм и дешевый самопиар, зависимость от международных фондов, доноров, грантов, которые подкармливают новореформаторов, ограничивают их «стратегическое мышление».

Сегодня «Стратегия» еще окончательно не принята. Но, ознакомившись с ней, однозначно можно сказать, что реальное ее воплощение на местах — под большим вопросом. Ведь механизмы внедрения изменений в документе прописаны некорректно, абсолютно не понятно, кто и что будет делать, когда и кто за все это будет отвечать, ни одного слова о возможных рисках и путях их решения. Зато имеются десятки страниц непонятной статистики, общих фраз и живописных планов.

Не могу обойти вниманием «стратегические перспективы» скорой и неотложной медицинской помощи. Ей посвящено несколько предложений с «рекомендацией»: несвоевременно, отсрочить. И это при том, что уже несколько лет подряд на реформу скорой выделялись достаточно большие средства! А результат? Скорая работает на истощение, выполняя неприсущую ей работу. Медицины катастроф как не было, так не видим ее и теперь. В «Стратегии» же опять смешали медицину катастроф со скорой. Еще в 2010 году мы предупреждали, что старую систему сломают, а нового ничего не создадут. Так и случилось, изменился только антураж. Документ несовершенный и противоречивый. Ежедневно из разных СМИ господин Министр говорит одно и то же: изменение системы финансирования здравоохранения, «деньги идут за пациентом», государственные закупки и тендерные механизмы, вакцинация и привлечение международных организаций. И все это «подслащено» красивыми фразами о врачебном самоуправлении, реимбурсации лекарств, доступности медобслуживания, борьбе с коррупцией.

Относительно последней меня как обычного врача возмущает нахальство насаждать мысль о том, что коррупция — в кармане врача. Призывы Министра к борьбе с медиками-взяточниками как минимум обижают. Ведь человек с американским менеджерским образованием должен осознавать, что коррупция не в карманах медиков, доведенных до обнищания и рабства, а в кабинетах его ведомства и высших ступеней власти. А условия, при которых ни пациент, ни врач не могут позволить себе элементарного существования, — это вина государства.

Многие общественные и медицинские организации подавали конструктивные замечания к реформам. Но большинство из них «стратеги» либо переделывают в удобный формат, либо вообще игнорируют. Лично мне пришлось пообщаться с господином Министром дважды. Этого было достаточно, чтобы понять: наш медицинский менеджмент (говорю и о Министре, и о других «советниках») абсолютно оторван от реалий и не имеет собственного мнения. А еще господин Министр выдал мне такое, что моей профессии нигде в мире не существует. То есть я и мои коллеги — привидения, которые на вызовах выполняют работу и за семейных врачей, и за педиатров (которых преднамеренно будут упразднять), и за стражей порядка, статистов, носильщиков, таксистов. Не много ли для привидений? Но в действительности — не до шуток. Потому как то, что предлагают члены и эксперты СДГ, временами ужасает. Они просто отрабатывают свой грантовый хлеб, а нам придется «отрабатывать» их нововведения, насаждаемые бесцеремонно. Поэтому вместо лечения будем продавать медицинские услуги, а вместо заботы о здоровье будем зарабатывать средства на его восстановление.

Никогда не был противником реформ, но чувствую: массовики-реформаторы поведут такими окольными путями, что систему уже придется реанимировать. Зато население хочет простых и реальных изменений, доступа к необходимому объему медицинского обеспечения. А медики — нормальных условий труда, социального статуса и защиты. Это все возможно.

К сожалению, команда новореформаторов — мальчики на побегушках, воплощающие чужой сценарий. И им безразлично, что будет со здравоохранением Украины до 2025 года, они полетят в другие края, чтобы и дальше отрабатывать полученные деньги, а мы останемся наедине со своими проблемами, чужими кредитами и разрушенной системой ЗО. Поэтому только от нас зависит, какую систему мы построим, и никто не имеет права навязывать нам стратегии, ведущие к ее краху.

VZ 11-12_2015_Страница_09_Изображение_0001Владимир ЗАГОРОДНИЙ, Председатель Украинской федерации работодателей здравоохранения
На мой взгляд, «Стратегия» в том виде, как она разработана авторами, не может быть принята и нуждается в значительной доработке — как по форме, так и по содержанию. Прежде всего ее воплощение может поставить под угрозу соблюдение фундаментальных прав человека на жизнь и здоровье, прав работников медицинской отрасли, а также нарушить принципы адаптации отечественной правовой системы к соответствующей системе ЕС. Считаю, что уместнее было бы обсуждать стратегию развития национальной системы ЗО, разработанную на основе рекомендаций ВООЗ относительно управления развитием национальных систем здравоохранения. При этом на протяжении последних десятилетий накоплен мировой опыт разработки политики ЗО, а мониторинг и анализ путей ее реализации требуют, чтобы региональные задания такой политики были реалистичны и досягаемы. Ведь проблема удовлетворения потребностей населения в медицинской помощи, здравоохранении должна коррелироваться с социально-экономическими возможностями государства и его граждан. И соотношение этих «величин» определяется политикой каждого конкретного государства, ее нормативно-правовой базой, уровнем социально-экономического развития и правовым определением участия каждого гражданина в реализации его права на гарантированную медицинскую помощь.

К сожалению, во всем мире, независимо от уровня экономического развития разных стран, все больше заостряется проблема обеспечения доступа граждан к медицинской помощи, особенно с применением дорогостоящих технологий (а в Украине ситуация вообще катастрофическая). Это подталкивает государства к поиску путей снижения расходов на медпомощь при условии сохранения ее доступности и качества. Однако даже в развитых странах попытки провести эффективные медицинские реформы не дали ожидаемых результатов. Непомерно растущие расходы на современную медпомощь остановить практически невозможно. Украине будет крайне трудно справиться с этой проблемой ввиду огромного дефицита средств. И напрасны надежды на то, что нашему государству удастся переложить такой груз на плечи граждан — это повлечет социальные и политические катаклизмы. Поэтому государство должно закрепить за собой определяющую роль в обеспечении прав граждан на ЗО и медицинскую помощь. И целью «Стратегии» прежде всего должно быть создание политических, экономических, правовых и управленческих механизмов реализации этих прав. В то же время в документе необходимо заложить механизмы управления развитием самой системы здравоохранения.

Поэтому нужно сформировать национальную политику в отрасли здравоохранения, определив первоочередные задания и основные направления их воплощения. Важно, чтобы эти «планы» отвечали социальным запросам населения и экономическим условиям в государстве и стали составляющей национальной, социальной и экономической политики в целом. Не менее важно, чтобы «высокие цели» приобрели реальные очертания, то есть задания и пути их достижения нужно конкретизировать.

Для этого при распределении ресурсов здравоохранения приоритетным должно быть программное бюджетирование (с определением главных направлений), на основе которого будет разработан генеральный план действий. Зато детальное программирование будет уточнять этот план, отмечать конкретные цели и задания, а также технологии, кадровые ресурсы, инфраструктуру, источники финансирования и сроки, необходимые для их реализации через унифицированную систему здравоохранения. К тому же воплощение детальных программ нуждается в непрерывном руководстве и контроле выполнения. А чтобы обеспечить их эффективность, необходимо внедрить оценку стратегий развития здравоохранения и практических мероприятий, направленных на реализацию запланированного.

В конечном итоге нужен глубокий анализ результатов внедренных реформ в пилотных регионах, чтобы адекватно оценить социальную и экономическую целесообразность структурных изменений в отрасли. Чтобы завтрашние реформы были понятными для медицинского сообщества, менеджеров здравоохранения и самое главное — для рядовых граждан, которые сегодня еще верят обещаниям новой власти. Хотя с каждым днем «простоя» реформ или непонятных шагов кредит доверия исчерпывается.

Развитие национальной системы здравоохранения должно базироваться на принципах децентрализации, автономизации и правовых взаимоотношениях между субъектами национальной системы ЗО. Относительно конкретных рычагов «обновления» деятельности медицинской отрасли органы центральной исполнительной власти должны изменить бюджетную классификацию расходов для заведений здравоохранения и определять их по видам медицинской помощи.

Ситуация в отрасли улучшится, если органам власти будет предоставлена возможность заключать соглашения об обеспечении граждан теми или иными медицинскими услугами. Правда, для этого необходимо внести изменения в Бюджетный, Налоговый и Хозяйственный кодексы, однако это проще, чем принимать отдельный закон о лечебных заведениях, который будет нуждаться во внесении изменений в упомянутые законодательные акты. Замечу: действующая законодательная база также позволяет местным органам самоуправления перевести лечебные заведения из статуса бюджетных учреждений в полноценные неприбыльные субъекты хозяйственной деятельности.

Актуально внедрение принципов государственно-частного партнерства в ЗО, передача лечебных заведений в управление неприбыльными общественными организациями и компаниями — без смены формы собственности, профиля и т. п. В то же время мы должны осознавать возможные риски в связи с изменениями экономических принципов функционирования лечебных заведений, роли местных органов исполнительной власти и самоуправления. И только от высших органов власти зависит, сможем ли мы избежать таких рисков.

VZ 11-12_2015_Страница_09_Изображение_0002Семен ГЛУЗМАН, президент Ассоциации психиатров Украины
После того, как я попробовал ознакомиться с новой «Стратегией», у меня исчезло желание не только глубоко ее изучать, но и обсуждать предложенные нововведения. Считаю, что так относиться к будущему страны недопустимо. Я не вижу признаков жизни в том, что предлагают новый Министр и его «стратегическая» команда. Мы уже не раз переживали подобные эксперименты, которые, по-видимому, так же предлагали какие-то советники. Ничего у них не выйдет и в этот раз. Ведь за никудышными попытками воплотить большие мечты в действительности стоят бизнес-интересы. И все мы понимаем, что «успешное воплощение» этих планов закончится трагедией — ничего нового не построят, будет разрушена даже та система, которая хоть как-то функционирует сегодня.
При этом меня больше всего тревожит то, что нашему до неприличия доверчивому народу опять рассказывают, как мы все будем счастливы и как дойдем до этого счастья в кратчайшие сроки. Если уж «не царское» это дело советоваться с народом, то хотя бы нужно информировать его о том, что в действительности делается. Зато Министр ездит по регионам, что-то там якобы изучает, а затем подписывает документы, которые вызывают ужас. И неизвестно, что за советники «насоветовали» чиновнику такие решения, и какими путями они к нему попали. Да, реформы часто требуют кардинальных изменений. Но воплощать их можно по-разному — взвешенно, с поиском альтернативных решений или методом лечения головной боли гильотиной.

Скажу относительно своей отрасли: всем известно, что наркологическая служба в Украине превратилась в бизнес-структуру стараниями прежнего ее «куратора». И нам нужно вернуться к мировым стандартам, где наркологии как отдельной специальности не существует (есть психиатрия и ее подразделение — психиатрия зависимости). Однако это не значит, что теперь мы должны оставить без работы всех наркологов. Можно, например, предложить им заниматься частной практикой. Если будут желающие платить за услуги этих специалистов, пусть работают. Всё упирается в то, какие решения принимаются для достижения «благородной цели», а это зависит от того, кто их принимает. Пока еще непонятно. Поэтому чиновники рангом ниже, осознающие абсурдность новых идей, вынуждены притворяться умственно отсталыми — иначе в новую реформу можно не вписаться.

VZ 11-12_2015_Страница_09_Изображение_0003Людмила ПАРХОМЕНКО, главный внештатный специалист МОЗ Украины по специальности «Подростковая медицина», профессор, доктор медицинских наук
Медицинская общественность терпеливо надеется, что, в конце концов, реформы таки начнутся и станут взвешенным переходом от советской системы здравоохранения к современной европейской. Пока еще ничего такого не происходит. Я внимательно ознакомилась со «Стратегией», но конкретики в ней не нашла. Во-первых, где итоги проведенного эксперимента по переходу к семейной медицине? Что было хорошего и каковы недостатки в работе пилотных регионов? Где статистика, которая бы свидетельствовала о том, что этот переход состоялся, и каковы его результаты? На местах, где проект претворяли в жизнь, медики и пациенты единогласно утверждают, что все плохо! А в МОЗ заявляют, что все хорошо. Так каким в действительности оказался опыт?

Во-вторых, наша страна большая, одна лишь Харьковская область — как вся Грузия. Поэтому и мерки здесь должны быть другие. Нереально за короткий промежуток времени сделать украинскую медицину частной или внедрить страховую медицину: наши лечебные заведения не готовы к этому. Прежде всего нужно все просчитать и обдумать. К сожалению, такие взвешенные проекты никто не предлагает.

В-третьих, новые реформаторы предложили оценивать работу врачей по количеству принятых пациентов. Но один врач на приеме осмотрит 10 больных бронхитом, а другой, например хирург поликлиники, за это самое время примет одного пациента, проводя ему хирургическую манипуляцию. То есть он получит в 10 раз меньше? На все эти и другие вопросы «Стратегия» ответов не имеет — лишь декларации. Также документ не содержит ответов на другие вызовы времени. К примеру, в Украине возобновлен призыв молодежи на срочную военную службу. Для совершенствования медицинского осмотра юношей мы должны подготовить врачей, которые этим будут заниматься. Наша кафедра разработала учебный план и программу цикла тематического совершенствования «Медико-социальные проблемы подготовки молодежи к службе в армии», рассчитанные на подростковых и семейных врачей, терапевтов, специалистов призывных медкомиссий, — всех, кто непосредственно будет принимать участие в осмотре допризывников и призывников, их оздоровлении и подготовке к военной службе. Но мы вовсе не уверены, что эти и другие наработки не потеряются в водовороте реформ, разработанных иностранными специалистами. Потому что в данных реформах не учтены реалии сегодняшней жизни украинцев.

Якщо ви знайшли помилку, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Залишити коментар

Введіть текст коментаря
Вкажіть ім'я