Менеджмент в здравоохранении: потребность есть, спроса нет?

4152

Эффективно управлять заведением здравоохранения может только хорошо обученный менеджер — об этом в унисон говорят и руководители этих учреждений, и рядовые врачи, и сторонники медицинской реформы, и ее критики (кстати, последние называют одной из главных причин провала «медицинского чуда» именно отсутствие должного менеджмента в разработке и воплощении плана реформ). Впрочем, хлопая в ладоши дальновидной идее развития менеджмента в здравоохранении, в Украине днем с огнем приходится искать того, кто ее все же воплотит. Дефицит медицинских менеджеров, подготовленных по международным стандартам, актуален по-прежнему. И призывы немедленно увеличить их количество в геометрической прогрессии не срабатывают. С другой стороны, в государственной системе здравоохранения, где главные хлопоты руководителя, как выжить «за три копейки» и «выбить» из «хорошей власти» еще столько же, не очень ждут менеджеров с их «широким» мышлением. Почему? Об этом — наш разговор с заведующей кафедрой «Школа здравоохранения» НУ «Киево-Могилянская академия», доктором наук по государственному управлению, доцентом Ниной Чалой.

VZ_28-29_Страница_10_Изображение_0001Ніна ЧАЛА, завідувачка кафедри «Школа охорони здоров’я» НУ «Києво-Могилянська академія», доктор наук з державного управління, доцент
ВЗ Школа здравоохранения стала первой в Украине, где начали готовить медицинских менеджеров. Это был шаг на опережение?

— Да, мы были первыми. К тому времени (Школа здравоохранения как структурное подразделение НУ «Киево-Могилянская академия» была создана в 2001 году) эта идея, как говорится, только витала в воздухе. Все понимали, что нужно что-то менять в управлении здравоохранением, но что именно и как — никто не знал. Обучать квалифицированного врача-специалиста в медицинском университете, интернатуре для того, чтобы потом он стал главным врачом, который только и думает, как отремонтировать крышу больницы, где достать продукты для питания больных и т.д. — это большая роскошь. Если врача научили лечить, то он должен этим и заниматься, а управленцы должны обеспечить его всем необходимым.

Первую магистерскую программу обучения в Школе мы разработали в партнерстве со специалистами Маастрихтского университета (Нидерланды). Сначала существовало два отдельных направления подготовки специалистов — охрана общественного здоровья и управление в сфере здравоохранения. К тому времени такое образование можно было получить только за границей. Однако в процессе общения со слушателями мы поняли, что им интересно учить и то, и другое. Поэтому в 2004 году мы откорректировали учебный план и объединили 2 магистерские программы в одну — по специальности «Менеджмент организаций и администрирование в здравоохранении». Первые два года обучения в Школе проводились исключительно на английском языке — мы приглашали преподавателей из других стран, да и наши преподаватели использовали англоязычные методики (других просто не было, как и времени на перевод).

ВЗ Не было ли такое обучение «оторванным» от украинских реалий, малоизвестных иностранцам?
— Конечно, у них другие условия «жизни медицины». Однако основные принципы управления отраслью не могут отличаться настолько, чтобы быть непригодными для разных стран — это как табличка умножения. Нюансы, конечно, существуют. Приведу пример. Один из зарубежных экспертов, с которым наши слушатели исследовали высокий уровень дорожного травматизма в Украине, считал, что основной причиной этого явления является неудовлетворительное состояние наших дорог. И как мы не склоняли его к мысли, что это может быть высокая распространенность алкоголизма, отсутствие культуры поведения водителей, он отстаивал свою гипотезу.

Впрочем, я не могу говорить, что мы изучаем только зарубежный опыт. Да, мы на нем базируемся. Но за время деятельности Школы мы уже наработали много проектов, изучающих отечественную практику. Программой предусмотрено, что в летнем триместре наши слушатели выполняют проекты в различных учреждениях здравоохранения Украины.

ВЗ Где им легче «проецируется» — в государственных больницах или в частных клиниках?
— В обоих вариантах есть свои плюсы и минусы. Мы обучаем слушателей менеджменту в классическом его понимании, то есть умению управлять ресурсами учреждения, работать с персоналом и т.д. Впрочем, когда наши слушатели приходят в государственные учреждения здравоохранения, то видят, что руководители на самом деле ограничены бюджетом, его статьями, сметой, регулированием «сверху» и т.п. Поэтому, если даже такой руководитель захочет поуправлять ресурсами «по-модному», вряд ли это ему удастся. Однако некоторые подсказки со стороны менеджеров с современными знаниями и видением ему непременно будут полезны (если он, конечно, к ним прислушивается). С другой стороны, руководители государственных учреждений, которые заслушивают проекты наших выпускников, сразу начинают их «заземлять» и те получают своеобразный урок — кроме желания что-то изменить, существуют определенные рамки, которые ограничивают возможности. И они учатся учитывать реалии и искать пути выхода из жестких рамок.

Зато, когда выпускники приходят в частные больницы, там возникает другая проблема. Во-первых, частные организации не любят допускать к своим «тайнам» посторонних лиц. Во-вторых, обычно руководители таких заведений считают свое детище верхом совершенства, где все настолько прекрасно, что незачем что-то менять к лучшему. Это можно понять — когда мы что-то создаем, нам кажется, что мы все гениально предвидели и воплотили. Только время и умение выйти за пределы своей системы помогут увидеть просчеты и недостатки. С этой точки зрения проекты наших слушателей и являются тем компасом, который подсказывает, как «выйти из системы».

ВЗ А куда идут работать выпускники Школы после такого плодотворного знакомства с различными системами?
— За период деятельности Школы мы подготовили около 200 специалистов. И, безусловно, нам было интересно проанализировать их дальнейшую судьбу. Мы стараемся поддерживать связь с нашими выпускниками, большинство из них занимается исследованиями в области здравоохранения — как в Украине, так и за рубежом. Кстати, те, кто уехал работать за границу, помогают нам налаживать международное сотрудничество — уже имеем целую сеть таких связей. Школа здравоохранения является членом Европейской Ассоциации школ здравоохранения и сотрудничает не только с Маастрихтским, но и с Иллинойским университетом в Чикаго, Каролинским институтом в Стокгольме, Лондонской школой гигиены и тропической медицины. Часть наших выпускников работают над исследованиями, которые осуществляются в Украине на международном уровне, и задействованы в программах различных международных фондов и т.д.

Значительная часть выпускников работает в частных клиниках, где менеджменту уделяется достаточно внимания. К сожалению, государственные учреждения здравоохранения не могут принимать на работу специалистов по менеджменту, не имеющих базового медицинского образования (такие нормативные ограничения существуют в нашей стране). А слушатели Школы — это преимущественно люди с немедицинским базовым образованием (экономическим, юридическим и т.д.). Впрочем, большинство из них все же работают в области здравоохранения. Сейчас наши выпускники — это руководители частных клиник, исследователи в международных фондах, неприбыльных общественных объединениях, некоторые, приобретя определенный опыт и квалификацию, сотрудничают с нами в качестве преподавателей Школы.

Мы считаем, что за счет симбиоза различных модулей в программе обучения (эпидемиология, анализ в здравоохранении, статистика, логистика и операционный менеджмент, финансовый менеджмент, экономика в здравоохранении и т.д.) мы можем подготовить специалистов, которые имеют современное видение развития отрасли здравоохранения. Главное — они способны аналитически мыслить, умеют организовать процесс деятельности учреждения или организации, имеют опыт выполнения собственных практических проектов, лучше понимают особенности принятия решений. И это пригодится им в любой сфере деятельности.

ВЗ Вы все еще приглашаете преподавателей из-за границы? А не лучше ли наших студентов направлять туда на учебу?
— Да, мы до сих пор практикуем так называемые гостевые лекции, когда известные специалисты по различным вопросам приезжают к нам, делятся своими наработками, помогают нашим слушателям проводить различные исследования. Это очень хорошо — знать, под каким углом зрения рассматривают ту или иную проблему в мире и какие решения принимают в ответ на вызовы. Но никто за нас не найдет секрета нашего успеха.

Поэтому я очень скептически отношусь к специалистам, которые получили образование за рубежом, а потом пытаются «наложить» ее на отечественные реалии. К сожалению, это не всегда срабатывает. Так же я не уверена, что все учебные программы, разрабатываемые за рубежом, лучше тех, что создавались в Украине. Я знаю многих выпускников, которые после обучения в отечественных вузах занимают высокие должности за рубежом в транснациональных корпорациях. Так же знаю людей, которые, получив базовое образование за рубежом, не смогли быть успешными в Украине, не сумели предложить или реализовать какие-то проекты. Поэтому не нужно ограничиваться определенной замкнутой средой, какой бы интересной или привлекательной она ни казалась.

Мы недавно общались с коллегами из Молдовы. Они создают курсы повышения квалификации по менеджменту организации — базовый курс проводят в Молдове, а затем выезжают и изучают в клиниках Европы, как это «работает» на практике. Мы сейчас также работаем над созданием аналогичной программы, ищем возможности проведения модульных курсов повышения квалификации в сочетании со стажировкой в клиниках Берлина, Израиля, чтобы также запустить подобную программу.

ВЗ Какую модель подготовки медицинских менеджеров предпочитают в мире: это должен быть врач плюс менеджер или медицинское образование не является обязательным?
— Различные страны решают этот вопрос по-разному. Единственное, в чем они не отличаются — в подходах к такой подготовке. Конечно, управленец в любой сфере (руководитель больницы, шахты, завода) должен хорошо знать процессы, которые происходят в его организации. В свое время я работала в одной международной программе подготовки менеджеров для реального сектора экономики. Мы работали в основном с руководителями наших предприятий, которым пришлось стажироваться в Германии. Так вот там будущих менеджеров в первый же день стажировки переодевали в робы и ставили… в карьер на место рядового работника. Чтобы понимали, как работает тот, кем они будут управлять. Представьте себе, наших слушателей труднее всего было «затянуть» в рабочий процесс, все ждали «высоких материй» менеджмента. А их немецкие коллеги в этом ничего странного не видели — это обычная практика.

Еще один пример. Выпускница нашей Школы делала проект в одной из частных клиник Украины. И, выяснив, что врачи там частично недозагружены работой, предложила исправить «недостаток», исходя из классических позиций маркетинга (по крайней мере, так было написано в учебниках). И нам, руководителям проекта, пришлось долго объяснять выпускнице, что нужно понимать и учитывать технологию процесса. Если загрузить врачей на 100%, то не будет свободного специалиста на экстренные случаи, которые никто предсказать не может. Во-вторых, дозагрузки специалиста — это и чтение специализированной литературы, и время для саморазвития, консультаций с коллегами, знакомство с новинками в области (а не только прием или осмотр пациентов). К тому же дозагрузки по сути будут означать реальное сокращение зарплаты, поскольку человек будет работать больше, а получать — как раньше. Такие вещи нужно привить будущему руководителю еще на этапе обучения, иначе будет поздно. Особенно, если он не является выходцем из области, которой будет управлять.

Руководитель должен видеть, куда он движется, и правильно ставить задачи для выполнения. Иначе могут возникнуть проблемы. К сожалению, у нас на уровне сознания существует проблема ненадлежащего исполнения. Если цель можно достичь, четко определив шаг первый, второй, третий, то почему всегда начинаем с третьего. Думаю, так же мы проводили и медицинскую реформу. Когда я общалась с врачами, многие из них были в панике от нее: вчера они должны были делать одно, а завтра вдруг уже совсем другое.

ВЗ Не каждый менеджер может далеко видеть, даже если он дипломированный…
— Да. Сейчас в здравоохранении есть немало людей, которые имеют диплом менеджера. Но какое содержательное наполнение таких дипломов — нужно проанализировать глубже. В нашей Школе очень строгие требования к выпускникам — бывают случаи, когда уровень знаний слушателя не отвечает этим требованиям, тогда мы не выдаем диплом, оставляем его на дополнительное освоение материала. К сожалению, система образования в Украине выстроена таким образом, что преподаватель является ее заложником, то есть он должен выпустить столько специалистов, сколько их набрали. И вынужден, как говорят, в последнюю ночь подписать магистерскую работу. В большинстве случаев выпуск специалистов поставлен «на конвейер». Поэтому не только здравоохранение, но и образование в Украине нуждается в реформе. Мы прилагаем все усилия, чтобы выпускать качественный «продукт».

Магистерская программа по менеджменту в здравоохранении, внедренная НУ «Киево-Могилянская академия», уникальна тем, что она дает комплексное системное видение управления на уровне как области, так и заведения. А в международном академическом сообществе магистерский образовательный уровень считается минимальным для того, чтобы решать комплексные многомерные профессиональные задачи. Поэтому создание магистерских программ по подготовке управленцев для систем здравоохранения является мировой тенденцией. Впрочем, как показывает мировая практика, такие специалисты могут быть востребованы, прежде всего, там, где происходит эффективное реформирование отрасли.

Беседовала Светлана ТЕРНОВАЯ, «ВЗ»

Якщо ви знайшли помилку, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Залишити коментар

Введіть текст коментаря
Вкажіть ім'я