Медицинская реформа по-американски

666

Стаття українською

В первой декаде февраля 2017 года Сенат США утвердил на должность министра здравоохранения главного критика реформы, которую в народе прозвали Obamacare, бывшего хирурга-ортопеда, республиканца Тома Прайса. Это значит, что самое большое достижение времен президентства Барака Обамы будет уничтожено. Когда — вопрос времени и того, насколько согласованно будет работать команда Дональда Трампа.

vz-9-10_2017_stranytsa_09_yzobrazhenye_0001

Республиканцы, которые с самого начала беспощадно критиковали медицинскую реформу (принятый в 2010 году Закон «О защите пациентов и доступности медицинской помощи» не получил тогда от оппонентов ни единого голоса), делают все возможное, чтобы ее отменить. В частности, 14 января 2017 года, за шесть дней до инаугурации Д. Трампа, Палата представителей США проголосовала за резолюцию, которая инициирует процесс отмены Obamacare, а 20 января, в первые часы своей работы в Белом доме, новоизбранный Президент подписал исполнительный указ, облегчающий действующие для госучреждений нормативные требования, введенные законом о доступном медицинском страховании, на основании которого работает программа Obamacare.

Правительственным службам приказано игнорировать положение о налоговых требованиях и штрафах касательно людей и компаний, которые не приобрели обязательного медицинского страхования. Несмотря на это, до отмены самой медицинской реформы еще далеко: у нового политического большинства США пока нет единодушия относительно того, чем ее заменить. К тому же в последних интервью Д. Трамп сообщил, что некоторые программы Obamacare скорее всего будут оставлены.

Суть медицинской реформы США

Предложенная Администрацией Б. Обамы реформа построена на одном фундаментальном принципе: медицинское страхование обязательно для всех граждан и предпринимателей, у которых имеется более 50 рабочих.

Следовательно, основные правила, по которым работает медицина в США, таковы:

  • обязательное медицинское страхование и штрафы за отказ от него (в 2016 году штраф на одно незастрахованное лицо составлял около 690 дол. в год), субсидии на приобретение страховок для малообеспеченных групп населения;
  • запрет для страховых компаний отказывать в выплатах или дискриминировать за статью здоровьем, доходами и другими показателями (с 2014 года работодатели и их страховщики больше не могут отказывать работникам в предоставлении медицинской страховки или повышать страховые взносы, если к моменту начала трудового договора у них уже было подтверждено тяжелое хроническое заболевание — СПИД, рак и т. п.);
  • субсидии на приобретение страховок для малообеспеченных и для малого бизнеса (до 50 чел.) предоставляются только при условии покупки плана через биржу;
  • усовершенствование государственного страхования для лиц пожилого возраста — Medicare (терапевты и педиатры, которые работают с этой категорией населения, получают надбавку к зарплате, а те, кто пользуется их услугами, имеют право на ежегодную бесплатную диспансеризацию. Для них также предусмотрен ряд дополнительных услуг: малоимущие, требующие постоянного наблюдения, получают возможность жить в специализированных медицинских центрах);
  • дополнительные субсидии, которые закрывают окно в покрытии стоимости медикаментов;
  • субсидии малому бизнесу на приобретение страховых планов для наемных работников;
  • скидки до 50%, предоставляемые производителями на брендовые медикаменты;
  • расширение государственной программы страхования малообеспеченных Medicaid за счет федеральных субсидий и увеличения базового пакета услуг по здравоохранению в рамках этой программы;
  • требования к страховщикам распределять не менее 80-85% страховых премий на выплаты работникам, которые обслуживают малообеспеченные группы населения;
  • превентивные мероприятия по здравоохранению полностью покрываются страховым планом;
  • механизмы контроля расходов и мероприятия по повышению прозрачности системы: публикация стоимости услуг больницами, стандартизация страховых планов, их сопровождение потребительскими рейтингами и мероприятиями качества услуг, публичное обоснование повышения страховых премий, опубликование врачами платежей от производителей оборудования и медикаментов, проведение независимых исследований сравнительной эффективности разных схем терапии.

Obamacare — хороший пример плохого закона

Американская система здравоохранения существенно отличается от той, к которой привыкли украинцы и большинство европейцев. Несмотря на то что США занимают первое место в мире по объему потраченных средств на медицину (1 млрд дол. в 2016 году), по качеству медицинских услуг и здоровья населения они даже не входят в первую тридцатку стран. В частности, в США вплоть до 2010 года не существовал закон, который обязывал бы каждого гражданина иметь медицинскую страховку. Такая нетипичная для развитых стран ситуация предусматривала, что гражданин либо платит значительные суммы за разовые посещения лечебных заведений и полученные медицинские услуги, либо покупает медицинскую страховку, если ее не предоставляет работодатель по собственной инициативе.

Еще во времена президентства Линдона Джонсона в 1965 году вступили в силу две программы, направленные на оказание медицинской помощи малообеспеченным слоям населения и лицам преклонных лет, — Medicaid и Medicare, которые все равно не покрывали их расходов на медицинские услуги, поскольку больше половины лечебных заведений в США частные. Доля государственных клиник и больниц — чуть больше 20%.

21 марта 2010 года Конгресс США проголосовал за поэтапное внедрение Закона «О защите пациентов и доступности медицинской помощи». Данный закон по существу должен был коренным образом переформатировать систему предоставления медицинских услуг в стране. И за 6 лет благодаря ему удалось добиться существенных изменений: количество незастрахованных уменьшилось почти наполовину — с 16 до 8,9%, состоянием на І полугодие 2016-го). Однако, несмотря на такой, казалось бы, позитивный показатель, часть американцев остались недовольны реформой медицины.

И причина не только во вводе обязательного медицинского страхования и системы штрафов из-за отказа от него, но и в том, что средний класс почувствовал на себе большую финансовую нагрузку: Obamacare «подарила» американцам 18 разных налогов, штрафов и других поборов (например, появился налог для людей, которые зарабатывают свыше 200 тыс. дол., или для семейных пар, годовой доход которых составляет более 250 тыс. дол. Они платят 1% от доходов — Medicare Hospital Tax).

Кроме того, во время ввода медицинской реформы в США гражданам обещали, что расходы на выплату страховых взносов при условии приобретения Obamacare сократятся в среднем на 2,5 тыс. дол. в год. Однако они выросли на 4,9 тыс. дол. И от этого пострадали прежде всего американцы, которые по закону не имеют права на федеральные субсидии.

Авторы Obamacare, разработав жесткие правила относительно страховых планов (а это резко увеличило расходы страховых компаний), надеялись, что они будут компенсированы притоком новых клиентов с хорошим здоровьем. То есть они должны были покрывать расходы страховых компаний. Но эти надежды не оправдались, и страховые компании понесли колоссальные убытки. По неполным данным, около 290 страховых планов, предлагаемых на страховых биржах Obamacare, оказались убыточными. Это привело к увеличению стоимости медицинских страховок.

Как следствие — люди вынуждены покупать более дешевые страховки с худшим покрытием или вообще отказываться от медицинского страхования (намного дешевле заплатить штраф, чем приобрести страховку). Как отметил конгрессмен-демократ Джим Макдермот, около 17 млн людей — участников Obamacare не могут получить медицинскую помощь, на которую имеют право. Причина этого достаточно банальна: даже после уплаты страховых отчислений до 25% американцев, охваченных Obamacare, пропускают плановые визиты к врачу или медицинские тесты, поскольку не могут оплатить ту часть их стоимости, которая не предусмотрена страховой программой.

Одним словом, американцы получили медицинскую реформу, но вместе с ней и незапланированные финансовые расходы. А поскольку для малообеспеченных категорий граждан действуют льготные тарифы и субсидии от государства, то средний класс не оказался ни в числе тех, ни в числе других — недостаточно богатые, чтобы жить и не беспокоиться о медицинском страховании, но и недостаточно бедные, чтобы рассчитывать на помощь от государства.

Что дальше?

Сейчас республиканцы в Конгрессе работают над изменением системы медицинского страхования. Новую медицинскую программу, которая заменит Obamacare, политики обещают презентовать уже в конце марта. По сообщению авторитетных американских СМИ, в черновике законопроекта до сих пор нет четкого представления, какой должна стать медицина США. Есть несколько предложений по внесению изменений в Закон «О защите пациентов и доступности медицинской помощи». Первое — ввести ограничение федерального финансирования страховой программы Medicaid, второе — сохранить имеющиеся льготы для тех, у кого уже есть Medicaid, но сократить страховые услуги для новых клиентов.

Республиканцы также планируют упразднить субсидии, которые получают те, кто не способен самостоятельно приобрести страховку, и ввести налоговый кредит (до 4 тыс. дол. ежегодно) для людей старше 60 лет при условии, что страховые компании получат возможность повышать цены на медицинские услуги для лиц пожилого возраста. Кроме того, республиканские губернаторы из семи штатов предлагают превратить Medicaid из федеральной программы в программу, которая действует на уровне штатов, с определенными финансовыми лимитами. Это уменьшит бюджетную нагрузку на Вашингтон, но увеличит его штаты.

Какой будет дальнейшая судьба Obamacare, и найдут ли республиканцы правильное решение, которое устроит всех американцев, покажет время. Наверное, известно лишь одно — медицина США однозначно претерпевает изменения. Реформа, воплощенная во времена президентства Б. Обамы, до конца не устраивает ни пациентов, ни страховые компании, ни врачей. Учитывая это, особенно странным кажется тот факт, что украинские реформаторы считают американскую модель медицины примером совершенной системы, которой надо следовать.

Как показало время, то, на что равняются украинские реформаторы, не совсем устраивает американское общество, где уровень жизни и финансовые расходы на медицину намного более высокие, чем в нашем государстве. Не станет ли медицинская реформа для Украины очередной неподъемной финансовой нагрузкой, если даже коммунальные тарифы потянуть могут не все граждане, — вопрос сугубо риторический.

Татьяна КОЛЕСНИК, «ВЗ»

Якщо ви знайшли помилку, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Залишити коментар

Введіть текст коментаря
Вкажіть ім'я