Человеческий фактор в экстренной медицине — первоочередная проблема

2214

Три года тому назад вступил в силу Закон Украины «Об экстренной медицинской помощи», которым предусматривалась реорганизация системы предоставления неотложной помощи и, соответственно, улучшение ее качества и доступности. Что же еще, кроме переименования сетей станций скорой в Центры экстренной медицинской помощи и медицины катастроф, изменилось? Удалось ли в процессе реформирования решить острые проблемы? И почему, несмотря на все вроде бы позитивные изменения и разнообразные надбавки к зарплате, идти работать в систему экстренной медицинской помощи врачи и фельдшеры не спешат?

VZ 09-10_2016_Страница_06_Изображение_0001

Ровенщина

VZ 09-10_2016_Страница_06_Изображение_0002Андрей БОРТНИК, главный врач КУ «Областной центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» Ривненского областного совета
Служба экстренной медицинской помощи «зависла» в процессе реорганизации. Казалось бы, и замысел хороший, и Закон Украины от 05.07.2012 г. №5081-VI «Об экстренной медицинской помощи», вступивший в силу 1 января 2013 года, идеально обрисовал схему ее развития, и начало было стремительным: все отделения и станции скорой помощи оперативно объединили в единый областной Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф (ЦЭМП и МК), в районы поехали новые санитарные автомобили. Но, собственно, на этом все и остановилось. Как жить службе ЭМП дальше, и какими должны быть следующие этапы ее развития, мы точно не знаем. Ведь четкого плана действий со стороны МОЗ Украины и видения им перспектив развития службы нет, впрочем, как и достаточных финансов, которые помогли бы нам преодолеть трудности.

А проблем, между прочим, хватает. И одна из них — обеспечение автотранспортом. В течение 2013-2014 гг. наша область централизованно получила 70 новых санитарных автомобилей «Пежо», по большей части классов В и С. Они заполнили технический парк центра на 60%. Есть, конечно, еще скорые, которые нам в процессе реорганизации передали лечебные заведения области, но учитывать их в показателе обеспеченности нельзя, потому что большинство из них эксплуатируются более 10 лет.

Новые же автомобили — хорошие, приспособленные для работы в экстренных условиях, однако имеют весомый недостаток: они вовсе не адаптированы к нашему бездорожью. Еще в городах, райцентрах и поселках области «Пежо» эксплуатируются нормально, но добираться на них в отдаленные села — проблема. Самыми первыми «летят» ходовые, возникают и другие технические неисправности, поэтому мы только тем и занимаемся, что ремонтируем.

Кстати, именно из-за этого в районах, где еще нет новых автомобилей, не слишком и хотят их получать, потому что знают: с ними будут хлопоты. Просят вместо этого дать им УАЗы, пусть даже и старые. Потому что, хоть эти машины и не слишком хорошего качества, но все же более выносливые.

Есть определенные проблемы и с гаражными помещениями, которыми служба ЭМП обеспечена сегодня лишь на 10-15%. Это вопрос важный, ведь, кроме того что нарушаются правила эксплуатации скорых, ухудшается и качество обслуживания больных. Особенно это актуально в холодное время года, когда санитарный автомобиль должен оперативно выехать на срочный вызов из теплого гаража, а вместо того прогревается 3-7 минут.

Впрочем, не только скорые, но и работники службы не всегда имеют надлежащие условия для работы. Дело в том, что станции, подстанции и пункты постоянного базирования ЦЭМП располагаются по большей части в приспособленных помещениях, предоставленных им районными лечебными заведениями, и не соответствуют в полном объеме санитарно-гигиеническим нормам как по техническому состоянию, так и по площади. Все они требуют косметического, а некоторые и капитального ремонта или даже перестройки.

Медики заслуживают комфортных условий, ведь бригады ЭМП работают круглосуточно. В целом в областном ЦЭМП и МК их 91 (40% из них врачебные, остальные — фельдшерские), хотя по расчетам относительно количества населения области должно быть 116. Есть районы с крайне недостаточным обеспечением бригадами, например Березнивский, г. Кузнецовск. К слову, и в областном центре потребность покрыта лишь на 60%: из предусмотренных нормативами 24 бригад ЭМП здесь работают только 15. Отсюда и проблемы, связанные с несвоевременным прибытием бригад ЭМП на вызовы, потому что иногда они просто физически не могут добраться до больных без опоздания. Так, например, было в январе во время эпидемии гриппа, когда Ривненская станция Э(С)МП принимала вызовы каждые две-три минуты, и медики работали в режиме нон-стоп.

Кстати, специализированные бригады есть только в Ривном. В целом их пять: 3 — кардиологические, 1 бригада интенсивной терапии и 1 — психоневрологическая. Хотя, если бы удалось приобрести реанимобили, целесообразно было бы создать специализированные бригады еще и в районах с населением свыше 80 тыс., в частности в Дубенском, Сарненском и г. Кузнецовске. Но все требует достаточно больших капиталовложений. Следовательно, создание дополнительных бригад ЭМП сейчас — нереальное задание. Потому что для обеспечения функционирования только одной бригады нужно от 800 тыс. до 1 млн грн на год. К тому же бригаде необходимо предоставить автомобиль, оборудование… А это — колоссальные затраты!

Вот и выходит, что сегодня наши бригады ЭМП часто работают с большой нагрузкой. В среднем по области каждая бригада обслуживает 8 вызовов за сутки. Однако в районах, менее обеспеченных скорыми, этот показатель достигает 11-12 вызовов, а в эпидпериод доходил даже до 20-ти. Стоит заметить, что загруженность службы ЭМП во многом зависит от того, как функционирует первичное звено медико-санитарной помощи и насколько эффективно оно занимается хроническими больными. Потому что теперь скорая выезжает на экстренные вызовы в 75% случаев, а остальные — вызовы к хроническим и непрофильным больным.

При этом нагрузка на бригады никоим образом не влияет на размер заработной платы. Сейчас доплаты за особые условия (в размере до 20%) и особый характер труда (тоже до 20%) выплачиваются, только исходя из возможностей нашего финансирования. И, кстати, право на такую доплату имеют не все члены бригады, а только медицинские работники, что, на наш взгляд, несправедливо по отношению к водителям.

Именно из-за невысоких зарплат, отсутствия жилья и социальной незащищенности молодые специалисты не хотят ехать работать в отдаленные северные районы области. Поэтому там есть определенная проблема с врачебными кадрами. В частности еще до недавнего времени в Володимирецком и Заречненском районах вообще не было ни одного врача Э(С)МП. Только в прошлом году нам удалось несколько исправить эту ситуацию — пополнили «ряды» 21 врачом. Но если бы государство шло медикам навстречу, такие бы вопросы не возникали.

Еще одной проблемой, которую нам не удается решить уже несколько лет, является создание единого диспетчерского центра. За средства областного бюджета мы подготовили необходимое помещение, подвели нужные коммуникации, интернет. Но электронного оборудования и программного обеспечения, необходимого для функционирования диспетчерского центра, которое обещало поставить государство, мы так и не дождались. Чтобы самостоятельно довести дело до конца, нужно около 6 млн грн. А такие расходы нам не по карману. К тому же считаем, что программное обеспечение должно быть одного стандарта для всех центров Э(С)МП в Украине. Только на Ривненской станции Э(С)МП мы смогли обновить компьютерную технику и систему связи диспетчерской службы. Также установили на 111 скорых GPRS-трекеры и видеорегистраторы.

Бригады центра предоставляют ЭМП бесплатно. Мы в полном объеме обеспечены лекарствами и расходными материалами благодаря государственной субвенции, из областного бюджета получаем средства на горючее. Полностью приемлемая ситуация и с оснащением скорых, хотя в старых автомобилях пока нет дефибрилляторов и кардиографов. А также стоит сформировать запас медицинской аппаратуры у 10-15% — на случай выхода из строя имеющегося оборудования. Ведь его ремонт и профилактика занимают определенное время, а без спецаппаратуры бригады Э(С)МП не могут оказывать медицинскую помощь согласно стандартам и клиническим протоколам. Отмечу, что в течение 2015 года выездные бригады Э(С)МП на догоспитальном этапе выполнили тромболитическую терапию 70 больным с острым коронарным синдромом с подъемом сегмента ST, провели 11 успешных сердечно-легочных реанимаций, три из которых — в сельской местности.

Следовательно, невзирая на трудности, мы считаемся с реалиями нынешнего времени и исправно выполняем свои функции. А чтобы продолжить реформы в службе Э(С)МП, следует четко представлять, в каком направлении шаг за шагом нужно двигаться дальше. К тому же все регионы Украины должны действовать в одной плоскости, по единым стандартам, при условии централизованного обеспечения и достаточного финансирования. Но, к сожалению, пока мы не видим единой позиции государства в этом вопросе и только надеемся на быстрые позитивные изменения.

Черкасчина

VZ 09-10_2016_Страница_07_Изображение_0002Владислав СВИРИДЕНКО, директор КУ «Областной центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» Черкасского областного совета
Уровень укомплектованности нашей службы машинами скорой помощи недостаточен. Законодательно установлено, что санитарных автомобилей должно быть на 30% больше, чем бригад ЭМП. Если бригад по штатному расписанию 100, то машин, готовых к выезду, должно быть 130. В настоящее время у нас 130 автомобилей, но они в крайне неудовлетворительном техническом состоянии. Это те скорые, которые в свое время нам передали районы. При распределении новых бюджетных автомобилей в 2014 году Черкасская область получила всего 39 машин на 100 бригад. Поэтому мы по-доброму завидуем пилотным регионам. И все же хочется, чтобы и о нас не забывали. Старые автомобили часто выходят из строя, денег на запчасти хронически не хватает — цены выросли в три-четыре раза. Кроме того, большие хлопоты с автомобилями российского производства: ставим на них китайские детали, которых хватает на неделю эксплуатации, а дальше машина опять «разваливается». Всем старым автомобилям требуется капитальный ремонт.

Лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения мы обеспечены в полном объеме благодаря государственной субвенции и грамотной политике закупки, которую проводят наши специалисты. Также имеется определенный остаток лекарств из прошлогодних запасов. Поэтому у нас есть абсолютно все медикаменты, регламентированные Приказом МОЗ Украины от 05.02.2014 г. №101 для службы ЭМП. Правда, не знаем, как будет в нынешнем году с тромболизисом. В 2015-м мы провели 114 догоспитальных тромболизисов, и наблюдается тенденция к увеличению этого показателя. Медики научились применять упомянутый метод, диагностика улучшилась, мы доукомплектовали автомобили электрокардиографами, следовательно, есть возможность проводить больше таких процедур. Но средств — хватает только на 80 в год. Все упирается в финансы, ведь субвенцию на 2016-й выделили на уровне прошлогодней — 5 млн грн, а стоимость лекарств выросла, в частности тромболитических препаратов — с 16 до 24 тыс. грн.

Количество бригад в нашей службе достаточное, однако они недоукомплектованы. По Закону Украины «Об экстренной медицинской помощи» врачебная бригада должна состоять из врача, двух фельдшеров и водителя, а фельдшерская — из двух фельдшеров и водителя. Пока по Черкасской области 95% фельдшерских бригад — это фельдшер и водитель. Врачебные бригады преимущественно укомплектованы одним врачом и одним фельдшером. Понятно, что в таких обстоятельствах трудно говорить о качестве и своевременности предоставления ЭМП. Этот вопрос затрагивался на всеукраинском уровне, но все ответы сводятся к тому, что в областях достаточно денег, чтобы содержать нужное количество должностей.

Кроме того, медицинские специалисты не спешат идти в службу ЭМП, потому что работа сложная и низкооплачиваемая. В этом году на зарплаты персонала нашей службы не хватает 4,5 млн грн. Несмотря на то что мы неоднократно пытались решить данный вопрос на высшем уровне, персонал уже сам пишет обращения в адрес Главы облгосадминистрации. За счет нынешних средств мы можем обеспечить только обязательные выплаты (зарплату, отпускные, надбавки за классность, медицинский стаж, категорию).

Однако законодательством об экстренной медицинской помощи предусмотрено получение медработниками 20% доплаты за особые условия труда и столько же — за напряженный труд, а также еще один оклад на протяжении года на решение социально-бытовых проблем. К сожалению, финансово можем обеспечить лишь по 10% от предусмотренных доплат. Но мы как администрация учреждения хотели бы, чтобы наши работники получали все надбавки в полном размере.

Ко всем проблемам нашей службы добавляется еще и то, что Черкассы — единственный областной центр, где до сих пор нет помещения для ЦЭМП и МК и централизованной диспетчерской.

Виннитчина

VZ 09-10_2016_Страница_07_Изображение_0003Анатолий ПИРНИКОЗА, главный врач ТМО «Винницкий областной центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф»
Для обеспечения необходимого уровня медицинской помощи актуальным остается вопрос дальнейшего усовершенствования системы предоставления ЭМП. На конец прошлого года количество должностей согласно штатному расписанию Центра составляло 1957 единиц, из них заняты 1806. То есть фактически укомплектованность персоналом на шести станциях области составляет 90%. Особенно не хватает врачей. Есть районы, где работают только фельдшерские бригады ЭМП. Если государство декларирует соотношение врачебных и фельдшерских бригад 1:2, то в нашей области из 116 бригад 70 — фельдшерские. Самый низкий процент укомплектованности врачебными должностями на Бершадской и Могилев-Подольской станциях ЭМП. Значительно лучше ситуация с укомплектованностью должностями младших специалистов.

Объем бюджета на функционирование и развитие ЭМП Винницкой области в прошлом году составлял 130 млн грн, в том числе 1,8 млн грн были выделены из областного бюджета. За счет капитальных расходов в размере 210 тыс. грн удалось отремонтировать помещения Хмельника, Барской, Тростянецкой и Тывривской подстанций. Завершено создание 19 пунктов временного и 14 — постоянного базирования бригад ЭМП.

Относительно укомплектования службы сегодня в области «на ходу» 221 машина скорой помощи, 84 из них закуплены два года назад. Автомобилей хватает: 13 машин класса С, 64 — класса В, 125 — класса А2 и 9 — класса А1. Конечно, есть скорые, требующие замены, и мы мечтаем обновить автопарк службы, но, учитывая ситуацию в государстве, понимаем, что сейчас не время.

Главная проблема, которую мы пытаемся сегодня решить, это возобновление на территории области действия Национального проекта «Своевременная помощь». В соответствии с Законом Украины от 07.07.2011 г. №3612-VI «О порядке проведения реформирования системы здравоохранения в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и городе Киеве» Виннитчина была включена в этот проект. Первая его часть завершилась, а в реализацию второй нас почему-то не включили (Приказ Министерства здравоохранения Украины от 24.09.2015 г. №623 «Об определении пилотными регионами Национального проекта «Своевременная помощь» Полтавской, Сумской и Черниговской областей вместо Днепропетровской области»). Для дальнейшего развития оперативно-диспетчерской службы области в настоящее время крайне необходимо решить этот вопрос и вернуть Винницкую область в перечень пилотных регионов.

Не менее важным остается вопрос выделения средств на закупку дополнительного оборудования и лицензионного обеспечения для единой централизованной диспетчерской службы. Цена вопроса (по нашим подсчетам) — 8 млн грн. Оперативно-диспетчерская служба с использованием телекоммуникационных сетей, программных, технических и других средств будет обеспечивать круглосуточное информационное сопровождение оказания ЭМП в повседневном режиме, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и во время действия особого периода.

Это два серьезных момента, над которыми мы сейчас работаем. Проблем с лекарственными препаратами или изделиями медицинского назначения нет. Заработная плата работникам насчитывается и выплачивается своевременно. Вопрос дефицита кадров пытаемся решить за счет интернов — выпускников Винницкого национального медицинского университета им. Н. И. Пирогова (в этом году заказали 10 специалистов). Автопарк каждой станции обеспечен горюче-смазочными материалами и запчастями. Мы работаем и даже в условиях недостаточного финансирования пытаемся обеспечить надлежащий уровень предоставления ЭМП.

Днепропетровщина

VZ 09-10_2016_Страница_07_Изображение_0004Радий ШЕВЧЕНКО, директор КУ «Областной центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» Днепропетровского областного совета
На Днепропетровщине работает 281 бригада скорой помощи, на обслуживании которой около 3,2 млн жителей области. Ситуация с укомплектованностью бригад санитарным транспортом — объективно одна из лучших в Украине. На нашем балансе 343 авто, из которых 178 — новые, приобретенные за средства областного и государственного бюджетов после 2012 года. Они соответствуют национальным и европейским стандартам.

Это автомобили типа А2, укомплектованные для фельдшерских бригад, типа В — с дефибрилляторами, кардиомониторами и электрокардиографами, и типа С — реанимобили с аппаратами ИВЛ для самых тяжелых больных, нуждающихся в интенсивном наблюдении и реанимационных мероприятиях. Большинство машин «Пежо» и «Форд». Другие авто закуплены до принятия стандарта — это старенькие УАЗы и «Газели», которые «дорабатывают» свой срок службы. Но, несмотря на устаревшую комплектацию, УАЗы выручают нас в сельской местности и на бездорожье, преодолевая и грязь, и снежные заносы, и гололедицу. В течение ближайших нескольких лет надеемся обновить устаревшую часть транспорта — для этого уже сформирована заявка Департамента здравоохранения Днепропетровской ОГА в МОЗ Украины.

Еще несколько лет назад критической была проблема с горючим для машин, которые работали в составе отделений скорой помощи районных и центральных городских больниц, финансировавшихся по остаточному принципу. Но с 2012 года эти отделения присоединены к региональным станциям скорой помощи, а централизованными закупками горючего и обеспечением им всей областной службы стал заниматься наш Центр. Сейчас мы стопроцентно покрываем потребность в горючем всех станций скорой помощи региона. Несмотря на то, что с весны 2014-го нагрузки на нашу службу из-за большого количества раненых из зоны АТО выросло, дефицит горючего или санитарного транспорта не возникает — мы на 100% обеспечены из областного бюджета. В прошлом году даже удалось сформировать резерв на первый квартал 2016-го.

Относительно обеспечения службы ЭМП необходимыми лекарствами, на это уже пятый год выделяется субвенция из госбюджета. Ее объем для Днепропетровщины как пилотного по медицинскому реформированию региона сначала составлял около 24 млн грн ежегодно, и за 2012-2013 годы мы смогли укомплектовать службу не только медикаментами, но и большим объемом расходных материалов долговременного использования: шинами для иммобилизации конечностей, вакуумными матрасами, мягкими носилками, воротниками Шанца, сумками-холодильниками для транспортировки препаратов крови и т. п. Поэтому, хотя с 2014 года объем субвенции вдвое сократился, мы успели закупить то, чем сможем пользоваться не один год. А для обеспечения ежегодной потребности в препаратах нам вполне достаточно и уменьшенной суммы.

Удается покупать даже препарат «Метализе®», который применяется для реканализации инфарктзависимой артерии в острый период инфаркта миокарда, одна ампула которого стоит около 22 тыс. грн. В прошлом году при его помощи было проведено 198 процедур тромболизиса. Иными словами, если мы можем себе позволить «Метализе®», то стандартные медикаменты — тем более. Да, временные перебои с какими-то лекарствами бывают — например, если средство проходит перерегистрацию. Но это эпизодические, а не системные случаи.

А вот с чем действительно большая проблема, которая к тому же ежегодно заостряется, — это с количеством врачей: службе их катастрофически не хватает. Наша специальность — низкооплачиваемая, сложная и непрестижная, потому медики крайне неохотно идут работать на скорую. Сегодня укомплектованность областной службы ЭМП врачами составляет 57,5% (по Украине средняя цифра 59%), и с каждым годом этот показатель снижается. К тому же более трети специалистов — люди пенсионного возраста.

Из интернов лишь единицы после окончания Днепропетровской государственной медицинской академии идут работать на скорую, но после обязательных трех лет большинство молодых врачей от нас убегают. Сейчас на Днепропетровской станции скорой помощи, которая с 1 января этого года присоединена к областному ЦЭМП и МК, проходят интернатуру всего 6 человек. В итоге из 281 бригады областной службы только 96 — врачебных, а 185 — фельдшерских. С фельдшерами в области особых проблем нет, укомплектованность физическими лицами — около 85%, а поскольку и врачи, и фельдшеры в основном работают на полторы ставки, то этого достаточно.

Задержек с выплатой зарплаты медикам скорой на Днепропетровщине нет. Кроме ставки, раз в году (к отпуску) выплачивается материальная помощь на оздоровление в размере одного оклада. Осуществляются также доплаты за выездной характер работы, так называемые «колесные»: медик и водитель, проработавшие в службе минимум 3 года, получают 20% к окладу, 5 лет — 40%, 7 лет и дольше — 60%. В качестве мотивации с 2014 года согласно Постановлению Кабинета Министров при наличии экономии фонда заработной платы появилась возможность на законных основаниях доплачивать всем медикам скорой порядка 40% оклада — за интенсивный характер и тяжелые условия труда. Но, к сожалению, эти средства невозможно заложить в бюджет, который гарантирует лишь обязательные выплаты: оклад, надбавки за категорию, ученое звание и степень, ночные дежурства и работу в праздничные дни и т. п. Поэтому указанные надбавки в полном объеме выплачиваются не всегда. Такая ситуация не только на Днепропетровщине, но и по всей стране. Однако за январь 2016 года благодаря усилиям Департамента здравоохранения ОГА мы их выплатили, надеемся, так будет и в дальнейшем.

Харьковщина

VZ 09-10_2016_Страница_08_Изображение_0001Галина САЛДАН, заместитель директора КУОЗ «Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» Департамента здравоохранения Харьковской ОГА по оперативной работе, медицине катастроф и гражданской защите населения
Коммунальным учреждением здравоохранения «Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» Департамента здравоохранения Харьковской ОГА первым в Украине почти 8 лет назад была введена система GPS-навигации, разработанная силами местных инженеров, создана единая с МЧС служба медицины катастроф, открыта единая диспетчерская, оборудованная современной компьютерной техникой, и подготовлен к работе в новых условиях медперсонал. ЦЭМП и МК имеет 10 подстанций в городе и 16 — в области. В их составе работают более 230 автомобилей. В городе и области организовано 188 постоянных и временных пунктов базирования бригад ЭМП. Автопарк постоянно обновляется, в прошлом году за счет областного бюджета приобретены 22 современных медицинских автомобиля классов В и С. В целом этого достаточно, но желательно заменить на новые все старые машины, в первую очередь это УАЗы, взятые в аренду у ЦРБ. Горючего достаточно, как и медикаментов, а также устройств для их применения.

Сегодня всем известна формула «20+20», введенная Постановлением Кабинета Министров от 27.03.2013 г. №199 «Некоторые вопросы оплаты труда медицинских работников системы экстренной медицинской помощи», которую в свое время предложили и отстояли именно харьковчане. Не все области способны из своего бюджета выплачивать надбавки за интенсивность и особый характер труда, а у нас такая возможность есть. Если прибавить «колесные» надбавки, которые достигают 60% после 7 лет работы в системе ЭМП, то выходит, что наши работники получают вдвое выше других категорий медиков зарплату. Однако работа на скорой требует совсем иной отдачи. Поэтому не все здесь задерживаются. Текучесть кадров в коллективе из более чем 3 тысяч сотрудников, понятно, существует. Как и недостаток высококвалифицированных медиков. Врачами мы укомплектованы на 70%, хотя ежегодно по распределению к нам приходят 25 выпускников медицинских вузов.

Однако думаю, что сравнивать зарплату медиков бригад ЭМП и врачей других медицинских заведений — дело неблагодарное. Разница в оплате труда не удерживает молодых специалистов. Интерны, например, обязаны три года у нас отработать. Но мотивом, по большей части, является приобретение опыта, который потом пригодится где-то в другом месте. Поэтому Правительству и МОЗ следует думать не о надбавках, а о глобальной системе изменения оплаты труда медицинских работников или предоставления социальных льгот.

Свои особенности есть и в работе водителей скорых. Их зарплата не выдерживает конкуренции с заработками водителей маршруток, они часто переживают стрессы, пытаясь как можно быстрее довезти больного до больницы или помочь спасателям достать раненого из разбитого авто. Поэтому следует акцентировать внимание МОЗ на том, что водители не получают упомянутой надбавки «20+20» — в свое время их не ввели в Приказ №199, и это предопределяет большую текучесть кадров этой категории. Ведь ни у кого не возникает сомнений в интенсивности их работы и особом ее характере. Почему же они не имеют права на дополнительные выплаты, как все другие члены бригады?

В нашем Центре в четыре смены работают 200 бригад — в среднем по 700 человек на смене. Администрация пристально следит за тем, чтобы ни одна из них не выбивалась из графика 12-часового рабочего дня.


VZ 09-10_2016_Страница_08_Изображение_0002Виктор ЗАБАШТА, директор КУОЗ «Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» Департамента здравоохранения Харьковской ОГА
Наша система после реформирования очень уподобилась польской. Но в Польше развита мощная сеть семейной медицины. Там домашний врач ведет своих пациентов от рождения до старости, и никому из его подопечных и в голову не придет вызывать скорую помощь, если повысилась температура, разболелась голова или возникло расстройство пищеварения.

Так же и в Израиле. Когда я проходил там стажировку по реанимации и интенсивной терапии, обратил внимание на вызовы по инфаркту или инсульту и спросил: «А как быть с гипертоническим кризом, у вас нет таких вызовов?» Полушутя-полусерьезно мне ответили: «А что это такое? Мы не доводим людей до гипертонических кризов». Артериальная гипертензия не входит в протоколы израильской неотложной помощи, этим там занимаются семейные врачи. А если таких нет, то их функции берет на себя экстренная помощь, что очень невыгодно для государства. Сегодня ни одна страна, кроме нашей, принимая во внимание высокую стоимость вызова бригады ЭМП, не позволит себе такой роскоши — бесплатных уколов вследствие повышения давления или температуры тела. Следовательно, пока не работает институт семейных врачей, не будет эффективным и институт экстренной помощи.

В Румынии после вхождения в Евросоюз стала ощутима катастрофическая нехватка врачей экстренной помощи, потому что те массово выехали работать в другие государства ЕС, где зарплата в разы превышала румынскую. Там проблему решили иначе: срочно стали учить парамедиков, сформировали с помощью МЧС систему ЭМП по принципу «1 к 10», то есть одна бригада с врачами, остальные — с парамедиками, а водителей набрали из сотрудников МЧС.

Нужно повышать эффективность работы транспорта и людей, которые на нем трудятся, и это не новость. Еще 8 лет назад, когда в Харьков в связи с внедрением GPS-навигации приезжали представители французской экстренной помощи, они удивлялись: зачем вам столько больниц? А у нас и поныне большое количество медучреждений, и никто из гражданских, да что там — даже полиция не знает, в какое из них везти больного, чтобы он, например, после автокатастрофы получил максимальную помощь в специализированном отделении. Думаю, в других городах, где нет GPS-навигации, ситуация еще хуже. Это просто ужасно, если диспетчер работает вслепую, не знает, какая бригада находится ближе всех к месту вызова, и посылает машину по принципу «одна выехала из подстанции, другая — заехала». Так можно и втрое увеличить их количество, но эффективность при этом не повысится! У нас и сейчас машин больше, чем в Польше и Франции. Модель интенсификации деятельности ЭМП нужно строить путем не увеличения количества автомобилей и бригад, а их рационального использования. В первую очередь следует внедрить GPS-навигацию, а это обусловит необходимость переквалификации кадров, их омолаживания. Харьков пошел именно этим путем, потому и нет оснований кричать: «Караул!»

Относительно кадрового состава в настоящее время у нас преобладают специалисты старшего возраста, хотя интенсивность работы медиков выросла в разы. Когда я почти 30 лет тому назад пришел на скорую, здесь работали врачи-пенсионеры, которые перешли из стационаров. Сегодня же кадровый состав постепенно омолаживается. Картина изменяется: наши ветераны переходят в стационар, чтобы доработать там до пенсии. Так происходит во всех развитых странах, потому что люди старшего возраста не выдерживают интенсивной нагрузки.

Есть сдвиги и в подготовке кадров для нашей службы. По инициативе МОЗ в колледжах проводится учеба фельдшеров для системы ЭМП, более того — планируют готовить для нас диспетчеров. Очень справедливо, потому что современный диспетчер должен быть не только медиком и психологом, но и в совершенстве владеть компьютерной техникой, знать географию своего края, быть коммуникабельным, обладать развитой речью, быстрой реакцией на поведение больных, которые обращаются за помощью. Поверьте, это сверхсложная работа, от которой часто зависит жизнь человека.

На скорой нужны молодые, но квалифицированные специалисты, потому что с годами люди не только теряют форму, но и выгорают профессионально. Реформа одной только экстренной помощи без перестройки всей системы здравоохранения невозможна. Если идти этим ошибочным путем, то можно доперестроиться до того, что скорая заменит всю медицину. Сегодня она уже подменяет семейных врачей, а завтра что — поликлиники? А потом?..

Во время последнего всплеска реформаторства решили расформировать специализированные кардиологические, реанимационные и другие бригады. С одной стороны, это правильно, потому что при условии GPS-навигации все машины должны быть одинаково укомплектованы, все врачи одинаково научены для достижения взаимозаменяемости и нормативов доезда. Но с другой — надо иметь такие машины, такое оборудование и медикаменты в них, а также дороги, чтобы соблюдать требования доезда. Теперь же в Украине нет единых стандартов. В частности на Харьковщине оставили два типа спецбригад: психиатрические и неврологические — пять на город и область, а кардиологические и реанимационные перепрофилировали в бригады интенсивной терапии. Отличаются они наличием в штатном расписании еще одного фельдшера. В городе таких бригад 14, в области — 2, но их количество нужно увеличивать. Хотя бы потому, что в Харькове уже существует четыре центра интервенционной кардиологии, и своевременная доставка туда больных с инфарктом миокарда обеспечивает им дальнейшую полноценную жизнь.

Статистика здесь достаточно красноречива: количество пациентов, которым проведена успешная сердечная реанимация, за два последних года выросло вдвое. В частности в 2015 году 208 больным с острым коронарным синдромом спецбригадами ЭМП проведена тромболитическая терапия. Кроме того, 48 пациентам успешно осуществили реанимационные мероприятия.

Сокращения субвенций в Харьковской области пока что не чувствуется. Мы создали солидный запас медикаментов: если, к примеру, раньше имелось на год 7-8 доз препарата «Метализе®» для экстренной тромболитической терапии острого инфаркта миокарда и его «экономили», то сегодня без предостережения вводим лекарство в соответствии с показаниями. Как и во всем мире, лечение проводим по протоколу.

Оборудование и медсредства есть у всех бригад, работающих на автомобилях класса В. Реанимобиль класса С для спецбригад отличается только наличием большого аппарата ИВЛ. Но главная наша ценность все же — высококлассные врачи, фельдшеры и водители.

Дана РОМАНЮК (г. Ровно), Инна ХИМИЧУК (г. Черкассы), Олеся ШУТКЕВИЧ (г. Винница), Ирина КАДЧЕНКО (г. Днепропетровск), Ольга ФАЛЬКО (г. Харьков), специально для «ВЗ»

Якщо ви знайшли помилку, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Залишити коментар

Введіть текст коментаря
Вкажіть ім'я