Курс на реорганизацию: как не ошибиться в дороге?

1146

Стаття українською

Тема преобразования бюджетных учреждений здравоохранения в коммунальные некоммерческие предприятия — на пике актуальности. Стремления и ожидания — амбициозные, результаты покажет время. Во многом они будут зависеть от соблюдения правового алгоритма этого процесса и решения разных его аспектов.

Курс на реорганізацію як не схибити в дорозі?

Галина МИРОНОВА, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института частного права и предпринимательства им. академика Ф. Г. Бурчака Национальной академии правовых наук УкраиныГалина МИРОНОВА, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института частного права и предпринимательства им. академика Ф. Г. Бурчака Национальной академии правовых наук Украины
Учитывая особенности национального хозяйственного и гражданского законодательства, целесообразной моделью автономизации государственных и коммунальных учреждений здравоохранения в Украине на современном этапе является реорганизация путем их преобразования из бюджетных учреждений в государственные и коммунальные некоммерческие предприятия с закреплением за ними статуса неприбыльных организаций. Процесс такого преобразования предусматривает два самостоятельных этапа: прекращение существующего юридического лица и образование нового.

Первый этап можно разделить на несколько последовательных шагов.

  1. Принятие решения о реорганизации учреждения здравоохранения соответствующим советом территориальной общины (то есть его учредителем). В частности, оно может содержать следующую информацию:
    • порядок и условия преобразования заведения бюджетного учреждения в коммунальное неприбыльное предприятие;
    • отчет о назначении комиссии по реорганизации учреждения, Председателя комиссии и установление порядка и срока заявления кредиторами своих требований к учреждению, прекращающему существование. Выполнение функций комиссии по реорганизации может быть возложено на орган управления (руководителя) соответствующего медицинского бюджетного учреждения, подлежащего реорганизации;
    • вид предприятия и его наименование;
    • размер его уставного капитала.
  2. Все полномочия по управлению делами учреждения переходят комиссии по реорганизации с момента ее назначения. Председатель комиссии и ее члены представляют ее в отношениях с третьими лицами и выступают в суде от имени учреждения здравоохранения, прекращающего свою деятельность. Комиссия по прекращению организует проведение инвентаризации и оценки имущества этого учреждения, расчетов с кредиторами, подготовку проекта передаточного акта, государственную регистрацию прекращения бюджетного учреждения и создание коммунального предприятия. В соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования законодательства по вопросам деятельности учреждений здравоохранения» (№2002-VІІІ) до 31 декабря 2018 года установлены некоторые особенности проведения инвентаризации и расчетов с кредиторами государственных и коммунальных учреждений здравоохранения, которые реорганизуются. В частности, они не имеют права требовать от таких учреждений выполнения необеспеченных обязательств, прекращения или досрочного их выполнения. Согласие кредитора на замену должника в обязательстве в таком случае не требуется. Обязательная оценка имущества для учреждений здравоохранения, которые реорганизуются, не применяется, а передача недвижимого имущества в казенные предприятия и коммунальные некоммерческие предприятия, которые образуются в результате реорганизации таких учреждений, осуществляется на основании данных их бухгалтерского учета и результатов обязательной инвентаризации.
  3. Передача документов для государственной регистрации прекращения юридического лица. В течение трех рабочих дней с даты принятия комиссия направляет такие документы государственному регистратору:
    • оригинал или нотариально заверенную копию решения о прекращении;
    • документы, подтверждающие личность и полномочия лица, которое их предоставляет.
  4. Государственная регистрация и обнародование решения о прекращении деятельности. В течение 24 часов после поступления документов (кроме выходных и праздничных дней) технический администратор ЕГР (Единого государственного реестра) обеспечивает передачу соответствующих данных в информационные системы Пенсионного фонда Украины, налогового органа и статистики.

Страница перевернута

Следующий этап — образование коммунального некоммерческого предприятия. Он также предусматривает несколько процедур.

  1. Подготовка и утверждение учредительных документов, штатного расписания вновь созданного юридического лица (Примерный устав заведения здравоохранения — коммунального некоммерческого предприятия был утвержден Приказом МОЗ Украины от 30.08.2010 г. №734).
  2. Подача документов государственному регистратору в соответствии со ст. 17 Закона Украины «О государственной регистрации» (в бумажной или электронной форме):
    • заявление о государственной регистрации создания юридического лица;
    • заявление об избрании юридическим лицом упрощенной системы налогообложения и / или регистрационное заявление о добровольной регистрации в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, и / или заявление о включении в Реестр неприбыльных учреждений и организаций по формам, утвержденным в соответствии с законодательством, — по желанию заявителя;
    • экземпляр оригинала (нотариально заверенную копию) решения учредителей, а в случаях, предусмотренных законом, — решение соответствующего государственного органа о создании юридического лица;
    • учредительный документ юридического лица;
    • доверенность, другой документ, подтверждающий полномочия представителя учреждения относительно подачи документов на регистрацию;
    • передаточный акт (экземпляр оригинала, нотариально заверенную копию).
  3. Работа с персоналом и обеспечение прав и гарантий работников (их перевод на вновь созданное предприятие в соответствии со штатным расписанием, издание приказа и внесение записей в трудовые книжки).
  4. Одновременная правопреемственность. К новому юридическому лицу — правопреемнику (коммунальному предприятию) переходит все имущество, права и обязанности юридического лица-предшественника. На него же должны быть переоформлены права на недвижимость, в том числе на пользование земельным участком. Лицензия на хозяйственную деятельность по медицинской практике действует в течение трех месяцев, за этот же период она должна быть переоформлена.

Острые углы нового статуса

Юридический статус «коммунальное некоммерческое неприбыльное предприятие» и особенности его функционирования определяются ХКУ. Согласно ч. 1 ст. 52 ХКУ некоммерческое хозяйствование — это самостоятельная систематическая хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования, направленная на достижение экономических, социальных и других результатов без цели получения прибыли. Согласно ч. 3 ст. 62 ХКУ предприятие, как и любой другой субъект хозяйствования, действует на основании устава или иного учредительного документа. Коммунальное унитарное предприятие (и коммерческое, и некоммерческое) образуется компетентным органом местного самоуправления в распорядительном порядке на базе отделенной части коммунальной собственности и входит в сферу его управления. При этом имущество государственного / коммунального некоммерческого предприятия находится в коммунальной собственности и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Недавно был принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования законодательства по вопросам деятельности учреждений здравоохранения» №2002-VIII (далее — Закон №2002-VIII), который уже вступил в силу, но вводится в действие с 6 ноября 2017 года. Он вводит изменения в Основы законодательства Украины о здравоохранении (далее — Основы) в части юридического статуса и финансового обеспечения коммунальных некоммерческих предприятий в сфере здравоохранения. В частности, предусмотрено дополнение к ст. 16 о запрете приватизации государственных и коммунальных учреждений здравоохранения. Также в Заключительных положениях Закона №2002-VIII речь идет о запрете изменения основного вида деятельности государственного и коммунального учреждения здравоохранения по медицинскому обслуживанию населения (медицинская практика) в связи с изменением его организационно-правовой формы. Таким образом, изменение статуса медицинского учреждения никак не меняет форму его собственности и базовый принцип управления имуществом. Реорганизованные таким образом учреждения здравоохранения не смогут осуществлять хозяйственную деятельность, не связанную с медицинским обслуживанием.

Особенности переходного периода

Законом Украины №2002-VIII внесены изменения в ст. 18 Основ. В частности, с 1 января следующего года на закупку услуг по договорам о медицинском обслуживании населения не будут распространяться нормы Закона Украины «О публичных закупках». Упомянутые договоры будут заключаться в пределах бюджетных средств, предусмотренных на здравоохранение на соответствующий бюджетный период, на основании стоимости и объема услуг по медицинскому обслуживанию, заказчиком которых является государство или органы местного самоуправления. Стоимость таких услуг будет рассчитываться с учетом структуры расходов, необходимых для их предоставления в соответствии с отраслевыми стандартами в сфере здравоохранения. Методика расчета стоимости медицинских услуг, перечень платных, требования к их поставщику, с которым главный распорядитель бюджетных средств будет заключать договоры о медицинском обслуживании населения, порядок заключения таких договоров и их типовая форма утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Также в Заключительных положениях Закона №2002-VIII содержится важная норма о «временном коридоре», предоставленном реорганизованным коммунальным некоммерческим предприятиям (до 31 декабря 2018 года), в течение которого неиспользованные ими средства за бюджетный период не будут изыматься и могут быть в дальнейшем направлены исключительно на финансирование их деятельности. Кроме того, неиспользование средств не может быть основанием для уменьшения объема финансирования такого заведения в следующий бюджетный период. Это станет определенной гарантией для поддержания финансовой стабильности коммунальных некоммерческих предприятий на переходный период.

Без прибыли?

Некоммерческий статус предприятий вовсе не означает, что они не имеют права получать любые доходы или прибыль. Речь идет лишь о том, что коммунальные некоммерческие предприятия будут направлять все полученные доходы и прибыль исключительно на финансирование своей деятельности и не имеют права распределить их между учредителями в виде дивидендов. Функционирование неприбыльных организаций и предприятий в большей части стран ЕС регулируется специальным законом о неприбыльных организациях, который определяет виды, формы, цели деятельности и другие признаки организаций, а также специфику их работы. В Украине сегодня не существует специального закона, который бы регулировал подобные аспекты.

Для минимизации проблем, связанных с получением статуса неприбыльной организации еще на этапе реорганизации учреждения в коммунальное некоммерческое предприятие, необходимо правильно выписывать решение местного совета об изменении его статуса и положения Устава. В частности, в нем следует четко указывать, что новое коммунальное некоммерческое предприятие:

  • будет финансироваться из местного бюджета и иметь право на финансирование из других источников, разрешенных законодательством;
    • имеет право предоставлять платные услуги согласно перечню, определенному законодательством Украины;
    • имущество предприятия будет находиться в коммунальной собственности и закрепляться за ним на праве оперативного управления;
    • в случае ликвидации предприятия все его активы будут переданы другой неприбыльной организации с такой же целью деятельности или зачислены в доход бюджета надлежащего совета.

В соответствующих разделах Устава предприятия также необходимо правильно определить цель его деятельности, режим имущества, основные источники финансирования деятельности, возможности предоставления платных услуг, режимы учета и использования доходов, порядок ликвидации и последующей передачи активов предприятия и тому подобное.

Один на один с налогами

Реорганизация учреждения в коммунальное некоммерческое предприятие не означает автоматического получения статуса неприбыльности. Вопрос предоставления или непредоставления такого статуса будут решать налоговые органы на основании учредительных документов. Поэтому нужно внимательно выписывать положения уставов учреждений для минимизации недоразумений в этом вопросе.

После проведения реорганизации и образования коммунального некоммерческого предприятия налоговый статус такого субъекта будет иметь определенные особенности.

Налог на прибыль. Получение коммунальным некоммерческим предприятием статуса неприбыльной организации освобождает его от уплаты налога на прибыль (ст. 133.4 НК Украины). Вместе с тем необходимо подавать отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации по форме, утвержденной Государственной фискальной службой Украины (ст. 46.2 НК Украины) — до 1 июня следующего года.

Следует отметить, что предприятие со статусом неприбыльной организации может получать и другие доходы от осуществления уставной деятельности (кроме дотаций или субсидий из государственного или местных бюджетов). Однако из указанных доходов не уплачивается налог на прибыль, если они используются исключительно для финансирования расходов на содержание такой организации, реализации цели (целей, задач) и направлений деятельности, определенных ее учредительными документами (ст. 133.4.2 НК Украины).

Налог на добавленную стоимость. Действующее налоговое законодательство предусматривает освобождение от налогообложения НДС операций по поставке товаров (работ, услуг) учреждениями здравоохранения (ст. 197.1.3, 197.1.5, 197.1.6 НК Украины). Коммунальное некоммерческое предприятие по собственному желанию может зарегистрироваться плательщиком налога на добавленную стоимость и иметь взаимоотношения с другими плательщиками этого налога (ст. 180.1, 182.1 НК Украины).

Налог на недвижимое имущество. В процессе преобразования учреждения в коммунальное некоммерческое предприятие собственник (территориальная община) передает такому субъекту объекты жилой и нежилой недвижимости, которые закрепляются за этим предприятием на праве оперативного управления, то есть без приобретения права собственности на такое имущество. В соответствии с нормами действующего налогового законодательства коммунальное некоммерческое предприятие не входит в круг плательщиков налога на недвижимое имущество, поскольку такое имущество получено от органа местного самоуправления на праве оперативного управления.

Земельный налог. Коммунальное некоммерческое предприятие может получить право пользования земельным участком из земель государственной или коммунальной собственности согласно соответствующему решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Соответственно земельные участки, находящиеся в пользовании юридического лица, являются объектом налогообложения земельного налога (ст. 270.1.1 НК Украины).

От уплаты такого налога освобождаются учреждения здравоохранения, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов. Это касается и коммунальных некоммерческих предприятий. Если же они содержатся иначе, земельный налог им придется платить на общих основаниях.
При этом органы местного самоуправления наделены правом устанавливать ставки платы за землю и льготы по земельному налогу, который уплачивается на соответствующей территории (п. 28 ч. 1 ст. 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», ст. 284 НК Украины). Поэтому при желании они могут предоставить такие льготы и упомянутым коммунальным некоммерческим предприятиям.

«Большое переселение» кадров

В связи с преобразованием учреждения здравоохранения из бюджетного заведения в некоммерческое предприятие возникает необходимость решения ряда кадровых вопросов.

Работников, которые остаются на своих должностях, нужно проинформировать о факте реорганизации учреждения, ознакомив их с соответствующим приказом руководителя, необходимым в том числе и для внесения записей в трудовые книжки работников (п. 2.15 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной Приказом Министерства труда Украины, Министерства юстиции Украины, Министерства социальной защиты населения Украины от 29.07.1993 г. №58).

Некоторых работников, возможно, придется перевести на другую работу внутри предприятия (согласно новому штатному расписанию). Согласно ч. 1 ст. 32 КЗоТ Украины для этого требуется согласие работника, который должен подтвердить его в письменном заявлении на имя руководителя предприятия с просьбой перевести его на новую должность. Руководитель издает приказ о переводе, с которым работник должен быть ознакомлен под расписку. В течение недели с момента издания такого приказа и ознакомления с ним работника в его трудовую книжку следует внести запись о переводе на другую работу. Не исключено, что в процессе реорганизации возникнет необходимость в сокращении штатов, а, следовательно, и увольнении работников. Для этого целесообразно разработать технико-экономическое обоснование, в котором будут отражены предпосылки для проведения изменений в организации производства и труда. Также нужно четко соблюдать порядок увольнения работников.

Якщо ви знайшли помилку, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Залишити коментар

Введіть текст коментаря
Вкажіть ім'я