Кадры опального министра имеют иммунитет от люстрации?

1766

Когда Правительственный уполномоченный по вопросам антикоррупционной политики заинтересовалась биографией предназначенного 4 июня 2014 г. руководителя Госслужбы по лекарственным средствам Михаила Пасечника, а именно — той ее частью, что касается его прежней деятельности в качестве госслужащего высшего ранга, Министр здравоохранения Олег Мусий поспешил обелить своего протеже. Сейчас (после отстранения Мусия от исполнения обязанностей) подобное покровительство воспринимается не иначе, как медвежья услуга, потому что вызывает неподдельный интерес к прошлому человека, которого так рьяно взялся защищать одиозный экс-Министр. Тем более, что в руках этого чиновника находятся мощные регулирующие рычаги фармацевтического рынка.

20140928105612_4_http-oko.if.ua-wp-content-uploads-2014-05-lustacia2

10 лет назад

Такое ли уж кристально чистое прошлое у дважды награжденного орденом «За заслуги» Пасечника Михаила Францевича, как об этом рассказывал его влиятельный защитник? Соответствует ли оно ожиданиям людей, которые продолжают требовать кардинального обновления власти?

VZ 42-43_Страница_06_Изображение_0001Начнем с того, что до назначения на должность Главы Гослекслужбы Пасечник занимал должность Президента Всеукраинского общественного объединения «Аптечная профессиональная ассоциация Украины» (основано в 2007 г.), был Президентом мощной когда-то фармацевтической компании «Фалби», но главное — в 2003-2006 годах он уже возглавлял ту же, что и сейчас, контролирующую фармрынок структуру. Тогда она называлась Государственной службой лекарственных средств и изделий медицинского назначения (далее по тексту — Гослекслужба). Кстати, и в годы правления «преступной власти Януковича» он не очень далеко от нее отдалялся, имея должность главного внештатного специалиста Минздрава по организации и управлению фармацией (с 2010 г.).

Впервые Пасечник вошел в госаппарат как руководитель Гослекслужбы (назначен указом Л.Кучмы от 7 февраля 2003 г.), когда, согласно постановлению Верховной Рады Украины от 28.11.2002 г. «Об информации Кабинета Министров Украины о состоянии дел в отечественной системе здравоохранения», деятельность Минздрава в сфере обеспечения охраны здоровья была признана неудовлетворительной. Так же, как Арсений Яценюк сегодня, так и в то время вице-премьер Дмитрий Табачник называл состояние дел в отрасли крайне критическим.

Но то, что было критическим тогда, сегодня, пожалуй, могло бы заслуживать и на положительную оценку. Например, в своем первом докладе о ситуации в медицинской отрасли Михаил Пасечник указывал, что объем производства отечественной фармацевтической продукции в 2002 году вырос на 6,5% по сравнению с 2001-м. Объем фармрынка — на 16,8%, импорта фармацевтической продукции — на 25%.

Как и сейчас, так и тогда звучало много заявлений о европейском векторе развития отечественной медицины, о внедрении новых стандартов, открытости и необходимости кардинальных изменений. Премьер-министром Украины на то время был Виктор Янукович. Вот и получается, что госслужащий времен Премьера Януковича под патронатом Мусия снова садится в насиженное 10 лет назад кресло. Можно ли это отнести к преобразованиям, которые требовала Революция Достоинства?

Недаром Правительственный уполномоченный по вопросам антикоррупционной политики Татьяна Чорновол заявила, что назначение Главы Госслужбы по лекарственным средствам «прошло непрозрачно», и даже назвала его «подковерным»: «За спиной Уполномоченного Кабмина по вопросам антикоррупционной политики, без предварительного предоставления биографической справки для проверки на возможную коррупционность, на заседании Правительства принято решение о назначении Пасечника Михаила Францевича на должность Главы Государственной службы Украины по лекарственным средствам, — написала она на своей странице в социальной сети. — Не прошло и месяца после этого подковерного назначения, как начали поступать сигналы, что у Михаила Францевича может быть конфликт интересов. Все эти факты Правительственным уполномоченным по вопросам антикоррупционной политики будут тщательно изучены и направлены на проверку».

В свою очередь, Олег Мусий вступился за своего протеже и опроверг информацию о причастности Главы Государственной службы Украины по лекарственным средствам Михаила Пасечника к коррупционным действиям, а информацию о его непрозрачном назначении назвал заказной.

Однако являются ли заказными, скажем, документы Контрольно-ревизионного управления (КРУ), в которых фигурирует фамилия Пасечник? Стоит ли глубоко копать, когда эта информация — на поверхности?

Преступление есть, суд есть, наказания — нет

Заглянем хотя бы в материал «Дело врачей?», опубликованный в еженедельнике «2000» 04.02.2005 г. и подготовленный по материалам КРУ по проверке использования в 2002-2003 гг. бюджетных средств для закупок лекарств, медицинских изделий и оборудования для учреждений здравоохранения.

В нем приведено много шокирующих фактов, которые свидетельствуют о том, что команда Министра Андрея Пидаева, в которую входил Пасечник, отнюдь не стремилась исправлять неудовлетворительную деятельность своих предшественников, а оказалась достойным продолжателем порочных традиций.

Например, речь идет о том, что за бюджетные средства чиновники Минздрава Украины закупали у «своих» фирм лекарства для государственных больниц по ценам, которые более чем на 500% превышали стоимость аналогичных препаратов на рынке.

Лично же господин Пасечник был обвинен в злоупотреблении властью и служебным положением. К функциям Гослекслужбы, которую он возглавлял, входили задачи по формированию «Перечня лекарственных средств и изделий медицинского назначения отечественного и импортного производства, которые могут закупаться учреждениями здравоохранения, полностью или частично финансируемыми из государственного или местных бюджетов».

Относительно этого в депутатском обращении Главы Временной следственной комиссии Верховной Рады Украины Сергея Осыки на имя Генпрокурора Украины от 21 января 2005 года значится: «Предоставленные КРУ и Счетной палате Украины результаты проверок свидетельствуют об ужасных многомиллионных потерях бюджетных средств, их нерациональном использовании, что ставит под угрозу выполнение централизованных Государственных программ по борьбе с туберкулезом, онкологическими заболеваниями и СПИДом…

Преследуя собственные интересы, господин М.Ф. Пасечник активно лоббировал включение в «Перечень…» лекарственных средств тех производителей, дистрибьютором которых была фармацевтическая компания «Фалби» (соучредителем которой он является), блокируя попадание в этот перечень лекарственных средств его конкурентов. Для этого он даже ввел в рабочую группу, которая готовит дополнения к «Перечню», представителей фармацевтических компаний, дистрибьютором которых является компания «Фалби»…

ООО «Фалби» при наличии значительных нарушений условий поставки лекарственных средств практически постоянно выигрывало тендеры в Минздраве Украины, что указывает на соответствующее покровительство компании чиновником. Факты поставки лекарственных средств ООО «Фалби» с меньшим сроком годности, чем это предполагалось в тендерной документации, несоблюдение требований их хранения и т.п. — все это почему-то никоим образом не влияло на процесс признания упомянутой фармацевтической компании победителем тендеров в Минздраве Украины…
Таким образом, правовой анализ вышеприведенных фактов дает основания полагать, что в действиях высокопоставленных должностных лиц Министерства здравоохранения Украины усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного статьей 364 (злоупотребление властью или служебным положением) Уголовного кодекса Украины».
Вы спросите, какие это имело уголовные последствия, т.е. были ли суды, приговоры, наказания?
Да, суды состоялись. Но последствий… не имели. Например, тот же Сергей Осыка указывает, что «заместитель Министра здравоохранения Украины — Глава Тендерного комитета господин В.Загородний был признан судом виновным в нанесении ущерба государству в размере более миллиона гривен лично. Однако за такой «проступок» отделался штрафом в размере 510 гривен». Вот такой у нас «самый гуманный суд в мире».
Стоит также напомнить, что в марте 2004 года на коллегии в Генпрокуратуре в присутствии Министра здравоохранения Андрея Пидаева была провозглашена информация о серьезных злоупотреблениях, выявленных в Минздраве. В частности, о том, что из выделенных Правительством средств для стимулирования отечественных производителей — 177 миллионов гривен Минздрав направил на финансовую поддержку иностранных компаний и их посредников».
А одной из основных задач Гослекслужбы как раз и является обеспечение госрегулирования и контроль производства, импорта, экспорта и реализации лекарств и медпрепаратов.
Надо сказать, что в то время чиновники Минздрава работали, что называется, с открытым забралом, особо не скрывая своих финансовых интересов.

Например, одному из заместителей министров, соучредителю фармацевтического предприятия, неоднократному чемпиону по количеству выигранных тендеров, тогдашний Генпрокурор Геннадий Васильев попросил через СМИ передать совет: внимательно изучить закон о борьбе с коррупцией.
И как же здесь не вспомнить, что Михаил Пасечник тоже был назначен Главой Гослекслужбы именно тогда, когда его аптечная сеть «Фалби» находилась на пике успешной коммерческой деятельности.
Но Михаилу Францевичу удалось «достойно» пережить все эти, мягко говоря, неурядицы во время работы госслужащим — он ушел с поста Главы Гослекслужбы Украины в 2006 г. с двумя правительственными наградами, после того, как по «высоким» кабинетам прошлась «новая метла» ющенковской власти. Пасечник вернулся в родную компанию «Фалби», которая также «достойно» прикрывала в эти бурные годы тыл своего хозяина.

Зачем власти обанкротившиеся бизнесмены?

В Википедии до сих пор значится, что «М.Ф. Пасечник — основатель фармацевтической компании «Фалби» (1994), которая на сегодняшний день является одним из ведущих операторов фармацевтического рынка Украины», а «розничная сеть компании насчитывает более 250 аптечных учреждений по всей территории Украины».

Однако на самом деле благословенные времена, когда его компания могла позволить себе, например, такой благотворительный жест, который она сделала в день своего пятилетия в 1999 году, выделив фонду «Украина — детям» медикаменты на 200 тыс. гривен, давно прошли. Да и благотворительность ли это была? Учитывая, что фондом руководила в то время жена действующего Президента Украины, такая доброта вызывала определенные вопросы. Ответы на них получили, когда руководителю аптечной сети предложили возглавить службу, которая контролирует многомиллионные потоки.

Известно, что подобные взаимоотношения бизнесменов с благотворительными фондами имеют свою темную сторону. Мы можем вспомнить фармацевтического бизнесмена-олигарха Петра Багрия, структуры которого, начиная с 2007 года, удерживают пальму первенства по госзакупкам медпрепаратов по самым масштабным госпрограммам. Петр Багрий принимал участие в работе скандально известного фонда Екатерины Ющенко «Украина-3000», а Пасечник, поговаривают, и является креатурой Багрия.

Как бы там ни было, специалисты отрасли «записали» Пасечника к фаворитам Людмилы Кучмы. К слову сказать, способность войти в высокие кабинеты и установить важные связи с высокопоставленными чиновниками никогда не считалась в Украине зазорным делом, хотя такие подходы, конечно, стоят у самой границы, за которой начинается коррупция.

Куда более интересным является сообщение газеты «Коммерсант» (от 24.12.2013 г.), что крупнейший украинский оптовик «Фалби» влез в огромные долги и вынужден сокращать свой бизнес. Только за прошлый год компания вдвое сократила свою аптечную сеть, только в Киеве из 60 точек продолжают работать всего 3.

А по данным издания «Капитал», компания «Фалби» является героем множества судебных исков: поставщики лекарств пытаются вернуть деньги за поставленный товар. Общая сумма исковых претензий составляет несколько миллионов гривен.

В Едином госреестре судебных решений есть несколько судебных документов, в которых указывается, что в 2006 г. «Фалби» открыла в «Укрэксимбанке» кредитную линию на $40 млн.

Да и сама «Фалби» официально заявляет, что причина проблем предприятия обусловлена финансовым кризисом — миллионные средства пошли на строительство аптечного склада под Киевом, и когда часть дистрибуторов начала работать по предоплате, «Фалби» не могла пойти на это, поскольку не имела достаточных оборотных средств.
Но ведь еще в 2011 году «Фалби» занимала девятое место по объемам продаж в Украине.

И здесь не столько удивляет финансовое фиаско мощной фармацевтической компании, сколько то, что Правительство решило поручить управление жизненно необходимой для страны отраслью именно руководителю компании-банкрота. Странно, по крайней мере. Ведь вместе с этим Гослекслужба попала в зону повышенного риска использования служебного положения и принятия определенных решений под внешним давлением.

006-007_dosie

Оброк с предпринимателей

Наконец, несколько слов по поводу общественной деятельности Михаила Пасечника. Как мы уже рассказывали, он также занимал должность Президента Всеукраинского общественного объединения «Аптечная профессиональная ассоциация Украины», ведущего достаточно агрессивную политику по привлечению в свои ряды как можно большего количества членов из числа предпринимателей фармацевтической отрасли.

Пожалуй, ничего позорного в этой стратегии нет, если бы не одно «но». Вспомним прошлые заслуги Пасечника, когда тот, став у руля контролирующего органа, поддерживал и совершенствовал практику, которую в фармацевтических кругах расценили не иначе как дополнительную повинность предпринимателей.

Речь идет о проведении во всех областных центрах Украины ежегодных двухдневных научно-консультационных семинаров, которые должны были посещать руководители фармацевтических фирм. Они проводились ГП «Украинский научно-исследовательский центр фармации» с участием Гослекслужбы.

Стоимость таких занятий (познавательная ценность которых была весьма противоречивой) доходила до 540 грн (на то время — около 100 долларов США). От посещения этих семинаров (а самостоятельно приходилось оплачивать и проезд, и гостиничные услуги), конечно, можно было отказаться, однако мало кто решался разгневать подобным демаршем Гослекслужбу, которая входила в список организаторов этих мероприятий. То есть действовал известный с советских времен добровольно-принудительный принцип, и никто не желал навлечь на свою голову внеплановые проверки с соответствующими последствиями.

Кстати, о «целесообразности» таких семинаров говорит и тот факт, что несколько последних лет предприниматели прекрасно обходились без этих съездов и острой нужды в них не испытывали.

И вот, в сентябре этого года участники фармрынка снова получили «письма счастья» под помпезным названием — «ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ ГОДА!». Приглашают теперь уже не на семинары, а (берем выше!) — научно-практические конференции.

Среди архиактуальных вопросов, например, — «деятельность Государственной службы Украины по лекарственным средствам по обеспечению населения качественными, безопасными, эффективными и доступными лекарствами». Неужели, чтобы узнать об этой деятельности непосредственно от ответственных работников по контролю качества, безопасности и производства лекарственных средств в эпоху развитого Интернета, предпринимателю из районного городка так уж необходимо отложить все насущные проблемы и отправиться в областной центр? Неужели недостаточно для этого возможностей официального сайта Гослекслужбы, электронной рассылки, специальной медицинской периодики, наконец?

Или же основная причина восстановления этих «научно-практических гастролей» по Украине заключается в том, что в этом году бюджетное финансирование на Гослекслужбу урезано на 70%, и финансовое положение решено улучшить за счет субъектов хозяйственной деятельности путем уже обкатанной во время первой каденции Пасечника схемы по сбору своеобразного оброка с предпринимателей?

Интересно также, что аппетиты у организаторов платных консультаций существенно уменьшились — сегодня за участие в конференции предприниматель должен заплатить 390 грн (а не 540 грн, как раньше), но ведь это только начало. В то же время, открытым остается вопрос, чем же объяснить формирование консультационных цен 10-летней давности, когда гривна по отношению к доллару удерживала куда более жесткую позицию, чем сейчас?
Итак, зададимся вопросом: чем именно кандидатура Пасечника, который настолько прославился в последние времена президентства Кучмы, понравилась экс-Министру Мусию, что он лоббировал его назначение на одну из ключевых должностей в отрасли? Зачем в период ожидаемого очищения власти дал возможность фармацевтической отрасли наступить на старые испытанные грабли?

«Виновен в развале организационно-кадровой системы Министерства…». Этот приговор своему предшественнику Олегу Мусию на прошлой неделе вынес исполняющий обязанности Министра здравоохранения Василий Лазоришинец на первом брифинге в Кабмине. Будем верить, что без внимания нового руководителя Минздрава не останутся подобные кадровые назначения отстраненного Министра, который запомнился разве что бесконечным козырянием своими заслугами перед Майданом, когда следовало бы сосредоточиться на более острых и болезненных вопросах.
Или, может, Михаил Пасечник входит в число тех избранных и неприкосновенных, на которых не распространяется люстрационный процесс? И, может, такая уж судьба украинского Минздрава — оставаться главным Министерством злоупотреблений и коррупции, каким его называли и «оранжевые», и «бело-голубые» политики, что не является тайной ни для рядовых работников медицинской отрасли, ни для пациентов.

Богдан КОНОВАЛОВ, специально для «ВЗ»

Якщо ви знайшли помилку, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Залишити коментар

Введіть текст коментаря
Вкажіть ім'я