Общественное здоровье — в надежных руках?

1610

После длительных разговоров и выжиданий в Украине наконец начали ускоренными темпами создавать Центр общественного здоровья. Пока что — путем объединения структур, так или иначе соприкасающихся с решением заданий, которые входят в круг его деятельности. Однако мировой опыт убеждает: система общественного здоровья требует не количественного нагромождения разных функций и их исполнителей, а их качественной трансформации. В частности это касается и подготовки специалистов по общественному здоровью, которых в Украине пока нет. Тогда насколько эффективным будет вновь созданный центр и справится ли он со своими заданиями? И где взять штурманов и рядовых членов экипажа для успешного взлета нового лайнера здравоохранения?

public_health

ВЗ Когда говорят о построении системы общественного здоровья в Украине, по большей части акцентируют внимание на ее структуре, подчинении. В отношении кадров — единственное беспокойство: кого сократить и куда девать?

VZ 7-8 2016_Страница_10_Изображение_0001Олеся ГУЛЬЧИЙ, эксперт ВООЗ, начальник научно-координационного управления НАМН Украины, Заслуженный работник здравоохранения Украины, доктор медицинских наук, профессор
— Очень досадно. Потому что это как раз тот случай, когда, как говорится, кадры решают все или почти все. Ведь любые реформы, особенно в такой чувствительной отрасли, как здравоохранение, должны предусматривать не изменение вывески, а переход на качественно новый уровень работы. Поэтому систему общественного здоровья должны двигать новые кадры — с новыми знаниями и подходами, чтобы успешно реализовать функции, возложенные на эту систему, которые значительно отличаются от выполняемых нашими врачами сегодня. Подготовка кадров в медицинских вузах Украины сосредоточена прежде всего на лечении больных и поверхностно — на профилактике. Впрочем, говоря об общественном здоровье, ограничиваться профилактической работой с конкретным пациентом также нельзя. Это более глобальное измерение, и задания там масштабнее. Если рассматривать основные оперативные функции общественного здоровья, то в Украине значительную часть из них на протяжении многих лет выполняла санэпидслужба. В частности осуществляла эпиднадзор за здоровьем населения по разным параметрам, мониторинг и реагирование на опасность здоровью во время чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, гуманитарных кризисов и пр.), защиту здоровья населения, в том числе и благодаря обеспечению нормальных условий окружающей среды, профессиональной деятельности, безопасности пищевых продуктов, а также коммунальной гигиены, гигиены труда и питания. Но это не полный перечень функций системы общественного здоровья. Сюда относятся также укрепление здоровья посредством влияния на его социальные детерминанты, изучение факторов риска и их преодоление, коррекция образа жизни, поведенческих факторов. В мире уже давно не рассматривают эпидемиологию исключительно в аспекте инфекционных заболеваний. Предметом ее изучения являются закономерности формирования любых болезней, в том числе и неинфекционных, которые в настоящее время все более актуальны. По крайней мере, в странах Европы и в Украине большинство смертельных случаев среди населения предопределены именно ими.

Беспокойство об общественном здоровье — это еще и эффективная организация просветительской работы среди населения, которое нуждается в современных методах донесения информации, и адвокация его интересов, и социальная мобилизация в интересах здоровья. Политика общественного здоровья — это не отдельные мероприятия, куда можно ситуативно привлекать медицинских работников разного профиля, это постоянный мониторинг, а также комплексная стратегия и тактика, воплотить которые могут лишь специалисты новой генерации. Они должны владеть разноплановыми современными знаниями в сфере эпидемиологии, биостатистики, экономики здравоохранения, психологии и т. д.

ВЗ Такие специалисты нужны уже сегодня. Где их взять?

— Мы уже несколько лет подряд говорим о необходимости их подготовки. Этот процесс должен был предшествовать созданию Центра общественного здоровья, однако никто не считался с нашими предупреждениями. В настоящее время в Украине таких специалистов готовят только в Киево-Могилянской академии, но их количество очень ограничено: 10-15 магистров ежегодно. Это, как говорят, капля в море. А нам нужна «армия» таких специалистов. Потому работу в данном направлении необходимо начинать немедленно!

Прежде всего специалистами в отрасли общественного здоровья должны стать выпускники нынешних медико-профилактических факультетов. Программы преддипломной подготовки по общественному здоровью для них разработаны намного основательнее, чем для врачей других специальностей, которым достаточно знать основы профилактики, уметь оценить факторы риска для здоровья и т. п. Однако это далеко не мировой уровень подготовки. Например, в странах Европы внедрено трехступенчатое образование по специальности «Общественное здоровье»: бакалавры, магистры и доктора философии. В Украине также можно наладить аналогичную систему — для этого есть соответствующие кафедры и педагогические кадры. Бесспорно, нужно не только расширить и дополнить программы подготовки таких специалистов новыми дисциплинами, но и полностью трансформировать медико-профилактические факультеты в факультеты общественного здоровья. Я предлагала сделать это еще в 2011 году. Соответственно инициировалась трансформация кафедр: организации здравоохранения — в кафедру общественного здоровья; гигиены труда и профзаболеваний — в кафедру медицины труда и профессионального здоровья (так их называют в мире, а в соответствии с названием выстраивается и курс преподавания дисциплин, то есть врачей настраивают на поддержание здоровья). Кафедры эпидемиологии также должны быть трансформированы по международному образцу, чтобы сферой их «охвата» были не только инфекционные болезни. То есть имеющиеся кафедры нужно модернизировать и создать несколько новых, например, выделить кафедру биоэтики, политики здравоохранения и пр.

Ведь сегодня наши медико-профилактические факультеты не приживаются в родной системе и не воспринимаются в мире. Их выпускники смогут реализовать себя именно как специалисты общественного здоровья. А средний медицинский персонал (санитарные фельдшеры) могли бы стать бакалаврами общественного здоровья, работать в лабораториях санэпидслужбы и т. п.

ВЗ Некоторые утверждают, что это дело нужно начинать с нуля, что у нас нет ни базы, ни резервов.

— В действительности это не совсем так. Я уже говорила о том, что потенциала кафедр у нас достаточно для того, чтобы мы могли принять новые обязательства. Преподавательские кадры также на соответствующем уровне. К тому же еще в 2011 году в Украине появился первый учебник по общественному здоровью, созданный специалистами НМУ им. А. А. Богомольца в соавторстве с зарубежными коллегами в лучших мировых традициях. Там были представлены абсолютно новые разделы: международное здоровье, биотерроризм, экологическое здоровье, менеджмент, электронное здоровье и пр. Тогда же было инициировано внедрение дисциплины «Общественное здоровье» для всех факультетов медуниверситетов, чтобы будущие врачи разных специальностей получили хорошую теоретическую подготовку по основам профилактики, укрепления здоровья, определения и оценки факторов риска, организации здоровья (все это — сфера общественного здоровья).

То есть определенные сдвиги в подготовке кадров произошли, начинать с нуля не нужно, но работы здесь будет еще очень много. Главное — не откладывать ее на завтра и действовать системно. А о какой системности можно говорить, когда в Украине уже создается Центр общественного здоровья, но профессии «Общественное здоровье» в номенклатуре медицинских специальностей до сих пор нет! Постановлением Кабинета Министров от 29.04.2015 г. №266 утвержден новый перечень областей знаний и специальностей, по которым осуществляется подготовка получателей высшего образования (документ вступил в силу 1 сентября 2015 года), но в нем тоже не нашлось места для такой важной специальности. Это противоречит провозглашенной в государстве политике развития общественного здоровья.

Специалисты наработали предложения по внесению соответствующих изменений в упомянутое постановление, обосновав необходимость срочно дополнить указанный перечень специальностью «Общественное здоровье (профилактическая медицина)» в отрасли знаний «Здравоохранение». Ведь актуально обеспечить функционирование вновь созданного Центра общественного здоровья квалифицированными кадрами. На этом акцентируется и в рекомендациях Агентства США по международному развитию (USAID). ВООЗ и Мировой банк также поддерживают развитие общественного здоровья в Украине, в частности отмечая важность подготовки таких специалистов. Принятие упомянутого проекта даст возможность обеспечить этот процесс в соответствии с международными требованиями — на до- и последипломном уровнях, в системе постоянного профессионального развития.

ВЗ У нас часто сетуют, что перечень медицинских специальностей в Украине излишне раздут. Как может быть воспринята такая инициатива?

— Да, невзирая на попытку привести этот перечень к мировым образцам, до сих пор нет его соответствия, но дело не только в количестве позиций. Например, там нет специальности «Общественное здоровье. Медицина», зато в перечне Европейского союза медицинских специалистов (UEMS) такая есть (среди 43 специальностей). Напомню, что UEMS — самая старая медицинская организация в Европе, в состав которой входят представители 37 стран, представляет интересы Национальных ассоциаций медицинских специалистов в странах ЕС и ассоциируемых государствах (а это свыше 1,6 млн медиков разных специальностей). UEMS устанавливает стандарты для высококачественной практики здравоохранения, что входит в компетенцию власти, институтов ЕС и национальных медицинских ассоциаций. Это — подтверждение того, насколько важным считают развитие общественного здоровья в цивилизованном мире. И насколько заботятся о том, чтобы оно оказалось не просто в центре внимания общества, но и в надежных руках квалифицированных специалистов. Ведь доверяют им самое дорогое — здоровье нации.

ВЗ Какова перспектива у первых выпускников нового сорта?

— Прежде всего они могут занять должности руководителей заведений здравоохранения, их заместителей, то есть будут представлять основную «силу» управлений здравоохранения, Центра общественного здоровья и его региональных подразделений и даже отраслевого Министерства. Ведь результаты зависят от того, кто руководит процессом. То есть это проводники системы общественного здоровья, развитие которой означает не только создание новых организаций или центров, но и изменение стратегии и парадигмы влияния на здоровье населения посредством уже существующих институций МОЗ и НАМН Украины. Если произойдет переоценка отношения к здоровью населения со стороны государства, системы здравоохранения, всего общества, это и будет шагом вперед. Преодоление инертности — одно из самых сложных заданий, однако мы обязаны с ним справиться. Первые усилия уже приложены. В частности развитие системы общественного здоровья требует мощного научного сопровождения, потому НАМН Украины активно приобщается к этому процессу. Центром научного сопровождения станет ГУ «Институт общественного здоровья им. А. Н. Марзеева НАМН Украины» — изменилось не только название заведения, но и состоялись его структурная трансформация, модернизация направлений деятельности и т. п. Для движения вперед нужно иметь научно обоснованный стратегический план, но, чтобы его реализовать, продуманными и взвешенными должны быть все тактические шаги.

Светлана ТЕРНОВАЯ, «ВЗ»

Якщо ви знайшли помилку, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Залишити коментар

Введіть текст коментаря
Вкажіть ім'я