Коррупционная «пирамида» Министра Мусия

3531

Нынешний министр здравоохранения Олег Мусий все самые тяжелые дни Революции Достоинства простоял на Майдане. Именно активисты Майдана и делегировали г-на Мусия в Кабмин. Поэтому и неудивительно, что он с первого дня в новой ипостаси декларировал основной своей задачей борьбу с коррупцией в области здравоохранения. Удивительно другое — на обломках коррупционных схем времен Януковича новый Глава Минздрава создал коррупционную «пирамиду», участники которой получают такие сверхприбыли, что даже не могли присниться его «предшественнице» Раисе Богатыревой. Об этом свидетельствуют результаты журналистского расследования и эксклюзивная информация из самого Минздрава.  

Спонсоры с Майдана

По информации из Министерства здравоохранения, в 2014 году коррупционные схемы в Минздраве в сфере государственных закупок под патронатом самого Министра Мусия строит небезызвестный фармацевт Петр Багрий — один из самых одиозных функционеров и бизнесменов фармацевтического рынка.

Как оказалось, сотрудничество Багрия и Мусия началось на Майдане — с участием еще одного «революционера», по совместительству друга и партнера Петра Багрия Михаила Кучирка. Во время формирования постреволюционного Правительства именно Багрий и Кучирка активно продвигали борца за врачебное самоуправление (к сожалению, ничем другим он украинскому медицинскому сообществу не запомнился) Олега Мусия на должность Министра здравоохранения Украины. Работали они настолько тонко, что самый вероятный кандидат на эту должность Ольга Богомолец в последний момент отказалась от предложения возглавить Минздрав — по неизвестным для общественности причинам.

50 оттенков серого

После назначения на должность Олег Мусий ради приличия начал увольнять старых коррупционеров — правда, выборочно. Странным образом «под нож» попали те кадры, которые мешали контролировать систему закупок. Одновременно Петр Багрий начал строить собственную систему лоббирования в Минздраве и Гослекслужбе: «свои» люди там должны обеспечить весь цикл государственных закупок — от управления участниками рынка (т.е. торгов) и самим фармацевтическим рынком до сопровождения всего организационно-технического механизма тендерных процедур в Министерстве.

Перед Гослекслужбой задачу поставили конкретную: обеспечить влияние на участников рынка. Поэтому Главой Гослекслужбы стал Михаил Пасечник, а его первым заместителем — Елена Алексеева, которая до этого руководила Ассоциацией «Производители лекарств Украины» (АПЛУ). В этой структуре Багрий является… президентом.

Перед Минздравом задачи стояли намного сложнее, следовательно, и заведение в систему «нужных» кадров было куда более «массированным». Для начала необходимо было ввести заместителя Министра — им стала Наталья Лисневская с подачи лично Мусия.

Стремительный карьерный взлет Лисневской объясняется… удачным соседством — дома Фили Жебривской (владелицы Фармзавода «Фармак») и Петра Багрия стоят рядом. Слово за Лисневскую замолвил брат Фили Ивановны — Павел Жебривский (известный «нунсовец» времен Виктора Ющенко): на последних выборах в Киевсовет Наталья Александровна шла в депутаты от карликовой партии Жебривского Украинская платформа «Собор».

После назначения необходимо было организовать «кураторство» над системой закупок путем подчинения заместителю Министра Лисневской «нужных» структурных подразделений, то есть тех, что в рамках своих полномочий отвечают за вопросы сопровождения процедур государственных закупок.

Для этого «под Н.Лисневскую» была изменена организационная структура Минздрава таким образом, чтобы, не управляя напрямую Тендерным комитетом (официальный куратор закупок в Минздраве, Глава Комитета по конкурсным торгам — первый заместитель Министра Руслан Салютин), Лисневская могла контролировать всю систему закупок через подчиненные ей структурные подразделения.

По воле Мусия под крылом бывшего старшего преподавателя кафедры гражданского права и процесса Юридического института Национального авиационного университета Лисневской оказались ключевые для системы закупок структурные подразделения Министерства. В частности, именно подчиненное Лисневской Юридическое управление отвечает за согласование тендерных процедур, документации конкурсных торгов и договоров закупки, профильных внутренних приказов Минздрава, касающихся порядков и положений об организации закупок в Министерстве.

Следующее структурное подразделение — Сектор по вопросам предотвращения и выявления коррупции. Официально именно на сотрудников этого подразделения Минздрава возлагается ответственность за борьбу с коррупцией в системе госзакупок.
Подопечное Лисневской Управление фармацевтической деятельности ведомства отвечает за важнейшие вопросы регистрации препаратов, которые могут закупаться за государственные средства, а главное — за регистрацию граничных изменений цен, без декларирования которых участник торгов просто не может принимать в них участие.

Таким образом, Наталья Лисневская может через подотчетные ей подразделения Министерства полностью контролировать государственные закупки, официально за них не отвечая, и в нужный момент «дергать за ниточки» тех или иных ответственных руководителей.
О ее роли в системе говорит и то, что г-жа Лисневская активно содействует деятельности советников бывшего министра Богатыревой — Виктора Чумака и Ольги Баулы — которые до сих пор контролируют всю регистрацию лекарственных средств через ГП «Государственный экспертный центр Минздрава Украины». А это означает контроль доступа препаратов на рынок и возможности формировать административные барьеры для нелояльных участников фармрынка.

Идеальная для коррупционеров схема — серые кардиналы эффективно управляют процессом из-за кулис, не неся напрямую ответственности за свои действия.

Как «переводятся стрелки»

Доверенные лица Багрия-Мусия, в силу своей «серости», закону не подконтрольны — официально отвечать за проблемы с закупками приходится первому заместителю Министра Руслану Салютину. Являясь профильным заместителем и Главой Тендерного комитета по конкурсным торгам, Руслан Викторович, судя по измененной организационной структуре, контролирует фактически только Отдел государственных закупок, отвечает за связи с общественностью и органами государственной власти, заботится о здоровье населения.

Но фактически Салютин не может контролировать и влиять на процедуры закупок. В процессе организации и осуществления закупок задействованы структурные подразделения, которые ему не подчинены, разве что кроме Отдела государственных закупок. А последний выполняет сугубо техническую функцию по подготовке документов и повестки дня заседания Тендерного комитета. Максимум, что может этот отдел, — это своевременно информировать Главу Комитета о насущных проблемах: несогласованной документации конкурсных торгов, незарегистрированной цене на препарат, проблемах с договорами закупки. Все остальные вопросы — в зоне ответственности подразделений Минздрава, которые подчинены Лисневской, а не Салютину. Хотя отвечать перед обществом и проверяющими органами приходится именно ему.

Подобным образом обстоит дело и с членами Комитета по конкурсным торгам, которые в основном находятся в подчинении Лисневской и могут «управлять» процессом закупок и принятием решений так, как нужно «хозяевам». Салютин же, несмотря на свое возглавление Тендерного комитета, состоящего из 12 человек (в основном руководителей структурных подразделений Минздрава), явно не может лоббировать решением ввиду недостаточного количества голосов.

Старые добрые друзья

Неудивительно, что для обеспечения контроля новых коррупционных схем сохранен весь кадровый потенциал времен Раисы Богатыревой — в этой сфере опыт дорого стоит.

Так, Юридическое управление, как и во времена Богатыревой, возглавляет Андрей Пивоваров. Не произошло кадровых перестановок и в борьбе с коррупцией — в Секторе по вопросам предотвращения и выявления коррупции работают те же люди. Они по-прежнему активно борются сами с собой. В Управление фармацевтической деятельности в настоящее время возвращается проверенный кадр богатыревских времен — Людмила Коношевич, просидевшая «сложные времена» в помощниках депутата-регионала Андрея Шипко. Елена Дерибон по-прежнему отвечает за мониторинг и сопровождение государственных целевых программ. Но некоторые головы все же полетели — и это «другим наука». Земляк Мусия, львовянин Николай Хобзей (директор департамента реформ и развития медицинской помощи), оказался не очень удобным. Именно сотрудники его департамента — медики — входят в профильные постоянные рабочие группы и номенклатурные комиссии по сопровождению государственных закупок и отвечают за формирование медико-технической части предмета закупки.

006-007_sys_ohoron

Одновременно происходила и организация неформальной системы управления торгами в Минздраве через назначение советников. Ответственным за закупки советником Министра стал Виталий Коблош. Этот персонаж также из «бывших» — во времена министров Анищенко и Богатыревой он возглавлял Юридическое управление и был членом Тендерного комитета МОЗ.

Благодаря личным знакомствам с сотрудниками Минздрава, которые остались на своих должностях, и при всесторонней поддержке самого Министра Коблош развил бурную деятельность в процессе подготовки торгов. Виталий Владимирович недавно не только переехал в кабинет Галины Довганчин (бывшего замглавы Тендерного комитета), но и во время гипертонического криза у Романа Салютина проводил заседания Тендерного комитета, хотя членом этого органа … не является.

Коблош уверенно взял под контроль процедуры закупок в Минздраве, заботливо и не без выгоды для себя «ознакомив» с новой системой работы технические кадры — в частности, секретаря Тендерного комитета (начальника Отдела государственных закупок) Игоря Осадчего, который выполняет техническую функцию сопровождения тендерных процедур и подготовки необходимых документов. Тендерный комитет — главный ответственный орган МЗ по закупкам. Кто контролирует комитет — тот контролирует и закупки.

Не забыли в схеме отвести место и представителям силовых структур — должен же кто обеспечивать безопасность, «крышевать» действующие схемы и помогать расследовать схемы «попередников». Этим человеком стал также проверенный кадр — Дмитрий Демьяненко, офицер действующего резерва управления «К» СБУ. Демьяненко напрямую связывают с видным деятелем фармрынка Борисом Литовским и, разумеется, Багрием. При этом говорят, что о возвращении Демьяненко на службу в СБУ и на должность в Минздраве Главу СБУ Наливайченко просил лично Министр Мусий.

Жатва Министра

Выстроенная «пирамида» уже начинает приносить плоды своим конструкторам. Вот только некоторые из них.
1 Выгоды по туберкулезу. Как известно, еще со времен дружбы с главным фтизиатром Минздрава Юрием Фещенко одним из приоритетов Багрия была программа борьбы с туберкулезом. Именно в этой программе и замечены первые следы его деятельности. Явно, не без участия Петра Ивановича изменена методика расчета потребности противотуберкулезных препаратов, что привело к резкому росту доли закупки препаратов второго ряда — то есть дорогостоящих и, следовательно, высокорентабельных для фармпроизводителей. А это десятки миллионов гривен новых заказов для предприятий Багрия. И в то же время — прямых потерь бюджета.

Параллельно с изменением методики расчета потребности в противотуберкулезных препаратах в протоколах лечения появился препарат «Теризидон», который в несколько раз дороже, чем его аналог «Циклосерин». И если в прошлой версии протокола эти препараты были взаимозаменяемыми, то сейчас «Теризидон» выделили в отдельную строчку, что позволит, при соответствующем стимулировании врачей в регионах, получать сверхприбыли при поставке этого препарата.

2 Выгоды по онкогематологии. В программе лечения онкогематологических заболеваний 42% средств, а именно 18,5 млн грн, направляется на закупку одного препарата с действующим веществом ритуксимаб. Стоимость лечения от 100 до 200 тыс. грн. Альтернативные схемы лечения обходятся до 3 тыс. грн за курс. Закупаемого препарата хватит, чтобы вылечить только 180 пациентов (расчеты произведены в ценах 2013 года). В реалиях 2014 года цену нужно увеличить на 40-60%. Как вы думаете, кто выпускает и продает Министерству здравоохранения этот препарат? Правильно — Петр Багрий и его компания «Люмьер Фарма».

3 Выгоды по гемофилии. Заявки регионов на единый монопольный препарат для лечения коагулопатий «НовоСевен®» наполовину больше реальных потребностей. И здесь опять-таки свои услуги Министерству здравоохранения предлагает Петр Багрий.
Стоимость 1 флакона с минимальной дозировкой составляет 21 тыс. грн в ценах 2013 года. Какой будет стоимость препарата в текущем году — уже известно: на торги участники предложили цены в 30-31 тыс. грн. Учитывая, что это монопольная позиция, г-н Багрий, очевидно, заложил в повышение цены все, что посчитал нужным. В соответствующих органах это называется «коррупционная маржа».

Препарат «НовоСевен®» используется для лечения редкого типа гемофилии — ее ингибиторной формы. Всемирная федерация гемофилии (ВФГ) указывает, что в государствах вроде Украины, где не хватает средств на индивидуальное лечение каждого больного гемофилией А, В, болезнью Виллебранда и другими коагулопатиями, главным приоритетом должно быть полное обеспечение лечения гемофилии А (более 80% случаев). Анализ заявок регионов на 2014 г. по взрослой гемофилии подтвердил нецелевой расход средств в размере 2,5 млн грн по следующим причинам:

  • препарат «НовоСевен®» заказан регионами, в которых отсутствуют(!) больные с такими осложнениями, как ингибиторная форма гемофилии;  
  • регионы намеренно уменьшили обеспечение лечения базовой нозологии гемофилии А в пользу увеличения объема дорогого монопольного препарата «НовоСевен®».

Каковы результаты таких жестоких чудес отечественной коррупции?

По сравнению с 2013 годом, охват лечением больных гемофилией А снизился с 37% (2013 год) до 30% (2014). 30 больных гемофилией А вообще не получат лечения необходимыми препаратами.

Экономика «пирамиды»

Результаты работы Багрия-Мусия в секторе государственных закупок имеют конкретную цену, которая поддается несложному расчету.

Уже состоялись первые раскрытия на торгах в Минздраве. И хотя сами торги не состоялись из-за завышенных цен, анализ цен предложений участников торгов позволяет показать, сколько же Министр-«антикоррупционер» заложил для своей схемы сверх того, что закладывала, по его словам, бывшая коррупционная власть. Министр заявлял, что коррупционная составляющая предшественников составляла 30-50%! Если это правда, то убери Министр «коррупционную составляющую», и цены закупок в этом году должны остаться на уровне прошлого года. Даже с учетом экономических реалий сегодняшнего дня. И это публично обещал Олег Мусий.

Не тут-то было! В 2014 году девальвация курса национальной валюты по отношению к доллару в среднем составила около 40%. В то же время известно, что в этом году в соответствии с Законом Украины «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине» от 27 марта 2014 г. введен НДС на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в размере 7%.

Таким образом, (100 + 40) * 1,07 = 149,8%. То есть повышение цен на 49,8% является обоснованной экономической ситуацией. А почему на торгах препараты по гемофилии выросли в цене на больший процент? В частности, по результатам раскрытий предложений участников торгов от 10 июня этого года на закупках препаратов для лечения гемофилии Минздрава среднее повышение цен на препараты крови составило 55,8%. То есть «55,8% – 49,8% = 6%» — новая «такса» Мусия? И это при сохранении заявленной Мусием коррупционной составляющей «попередников» в 30-50%. Если эта маржа была — то Министр ее… сохранил и приумножил.
Учитывая барыши от такой схемы работы, становится понятным, почему новоназначенный Министр Мусий на публике и в своих многочисленных интервью не единожды заявлял, что в нынешнем году будет контролировать каждый договор закупки лично — чтобы не допустить коррупции.

В общем, схема выстроена и продумана неплохо, однако из-за непрофессионализма кадров работает в целом неэффективно для системы здравоохранения. Подтверждение — на сегодняшний день не закуплен ни один препарат по тендерным закупкам этого года. Министр со своей «закупочной командой», в которой НЕТ ни единого нового человека (кроме Салютина), явно не может справиться с новыми вызовами времени. Бездарные кадры его явно подводят под монастырь.

К сожалению, Министр Олег Мусий не видит очевидного — больные, оставшиеся без лекарств, уже бьют тревогу и пикетируют Минздрав и Кабмин. Что перевесит: аппетиты тандема Мусий-Багрий или отчаяние пациентов — покажет голосование по отставке Мусия в Верховной Раде.

По материалам obozrevatel.com

Якщо ви знайшли помилку, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Залишити коментар

Введіть текст коментаря
Вкажіть ім'я